В Петербурге появится новая элита и новые престижные должности
Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о муниципальной реформе. Текст документа пока довольно расплывчатый, но уже вызывает нервную дрожь и у петербургских муниципалов, и у депутатов Законодательного собрания. После трансформации местная власть станет ещё менее влиятельной и менее самостоятельной, зато должность главы муниципалитета станет ещё более почётной и труднодоступной для тех, кто не очень лоялен губернатору.
Законопроект сенатора Андрея Клишаса и депутата Государственной думы Павла Крашенинникова «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» утвердили в первом чтении в Государственной думе в конце января. Сам по себе документ ожидали давно: это результат принятых в 2020-м году поправок в Конституцию, согласно которым принципы устройства власти в России должны стать едиными. Впрочем, то, что новое устройство муниципальной власти будет именно таким, Конституция, конечно же, не предусматривала. Из самых важных нововведений — сокращение количества видов муниципалитетов. В нынешнем законодательстве прописано пять разных видов муниципальных образований и ещё два подвида. Например, в муниципальном районе могут располагаться ещё и муниципалитеты городского или сельского поселения. После реформы никаких подвидов не останется, а типов муниципальных образований будет три: городской округ, муниципальный округ и внутригородские муниципальные территории городов федерального значения. Для Петербурга в этом плане изменений не будет — сельских поселений и местных мэров в городе нет и сейчас. Однако Северной столицы коснутся другие поправки. Например, глав муниципальных образований, согласно законопроекту, будут выбирать по предложению губернатора города (сейчас главу выбирают голосованием муниципальные депутаты по своему усмотрению). Снять с этого поста главу муниципалитета также сможет губернатор, минуя другие инстанции, — например, за то, что тот работал недостаточно эффективно.
«По большому счёту глава города будет вмешиваться в деятельность муниципальной власти. Дух самоуправления этим законопроектом уничтожается. Любая инициатива на местах может быть разбита», — говорит муниципальный депутат округа «Южно-Приморский» Валерий Веремейчик (депутатом он стал, будучи самовыдвиженцем). По его предложению муниципальный совет направил ноту протеста в Государственную думу и попросил отклонить законопроект Клишаса и Крашенинникова во втором и третьем чтениях. По словам Веремейчика, волнуют муниципалов и другие нововведения: так, согласно документу, губернатор по своему усмотрению сможет предложить изменение в городском законе и вовсе упразднить местные администрации (исполнительную власть в муниципалитетах). «Тогда останутся заседать только муниципальные советы, у них не будет бюджета, и никакие проблемы жителей депутаты не смогут решать. Фактически муниципальная власть в Петербурге может стать декоративной вывеской. Это нарушает Европейскую хартию о местном самоуправлении, которая в 1993 году легла в основу для написания в Конституции статей об устройстве местной власти», — добавляет он.
Помимо «Южно-Приморского», аналогичное обращение в Государственную думу отправили депутаты муниципального совета МО «Владимирский округ». «Не особо ясно, как такая мера может привести к повышению качества работы органов публичной власти, так как это качество в конечном счете зависит не от оценки начальства, а от оценки избирателей», — говорится в их обращении. Обсуждали подобный проект обращения и на заседании муниципального совета МО «Гражданка», однако в итоге не приняли. В трёх муниципалитетах, которые пытались или всё же высказались против реформы, по итогам выборов 2019 года «Единая Россия» не получила большинства.
В других муниципалитетах, утверждает глава совета муниципальных образований депутат Законодательного собрания Всеволод Беликов, вопросов к законопроекту не возникло. «Есть вещи, которые могут не понравиться, но это «не понравилось» — это вопрос не изменения, а вопрос отношения. Конституция предусматривает единую систему публичной власти», — говорит он. По его словам, отдельные его коллеги, конечно, выражают беспокойство насчёт того, что реформа предполагает возможность отставки главы совета депутатов по решению губернатора.
«Но надо понимать, что никто не будет никого отправлять в отставку по какой-то внезапной причине, все эти вопросы — критерии эффективности [работы глав муниципальных образований] — будут прописаны в законе и отрегулированы».
Впрочем, не все депутаты в Законодательном собрании согласны с таким выводом. Один из народных избранников поделился с «Фонтанкой» своим беспокойством. «Если раньше мы имели большое влияние на округ, так как могли по своему усмотрению распределять небольшую часть бюджета города, то теперь этот механизм, депутатская поправка, отменён. Если раньше к нам шли директора школ и просили помочь, например, с ремонтом, покупкой оборудования, то теперь этого всего нет. Вдобавок представьте, что главы муниципалитетов будут занимать госдолжность (статус не ниже вице-губернатора!), пользоваться административной поддержкой. А если произойдёт укрупнение округов, то они будут ещё и иметь огромный бюджет. Место депутата Законодательного собрания, который не может ничего решить, станет абсолютно непривлекательным. Зато место главы муниципалитета станет лакомым кусочком, престижной должностью, да ещё и полностью подконтрольным губернатору, а не жителям», — рассудил собеседник.
Другой депутат, впрочем, скептически воспринял такое рассуждение: по его словам, у муниципалов заберут часть полномочий, а значит, снизится бюджет.
Укрупнение муниципалитетов — это ещё одна новелла, которую прочат Петербургу. В федеральном законопроекте она не прописана, но в контексте Петербурга уже длительное время обсуждается чиновниками на разных уровнях. По мнению представителей администрации Петербурга, 111 муниципальных образований, которые сейчас существуют в Петербурге, — слишком много для города. Особенно — с учётом десятка конфликтных муниципалитетов, которые не собираются по несколько месяцев. По информации «Фонтанки», чиновники считают, что их число оптимально было бы сократить до 70. Такую цифру, утверждают несколько собеседников, они предложили администрации президента на совещаниях, в ходе которых обсуждалось, как муниципальная реформа пройдёт в городе. Помимо этого, затрагивалась также тема проведения и досрочных выборов в муниципалитеты: рассматривались варианты и этого года, и 2023-го. «С одной стороны, досрочные муниципальные выборы удобно было бы провести в этом или в следующем году, чтобы не совмещать их с губернаторскими и президентскими (по плану все три уровня выборов должны пройти в Петербурге в 2024 году). С другой стороны, понятно, что сокращение количества округов влечёт за собой и сокращение числа муниципальных служащих (может быть, от нескольких сотен до нескольких тысяч человек), а это всё-таки электоральный актив. Сейчас из-за этого в том числе ещё один из рассматриваемых вариантов — продлить полномочия нынешних советов в связи с проведением федеральной реформы и провести выборы, например, в 2025 году», — рассказал ещё один собеседник, близкий к городской администрации.
Решение о том, как и когда муниципальная реформа пройдёт в Петербурге, будут принимать в ближайший месяц, в том числе и по итогам принятия федерального закона. Как рассказал депутат Государственной думы Михаил Романов, парламентарии сейчас консультируются в регионах по поводу поправок, которые необходимо внести в документ, исходя из особенностей субъекта. Второе чтение законопроекта пройдёт после 23 февраля, а окончательное утверждение документа возможно уже в конце февраля — в марте.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»