Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Редкий трамвай впишется в 14 метров. «Горэлектротранс» покупает полсотни вагонов с наценкой за ретро

Редкий трамвай впишется в 14 метров. «Горэлектротранс» покупает полсотни вагонов с наценкой за ретро

32 205

ГЭТ продолжает ковать свою программу развития, пока горяча. Вслед за рекордной для последних лет 7-миллиардной закупкой трамваев он объявил еще одну — такую же по объемам, но вдвое дороже. Это комиссия за «историчность».

«Горэлектротранс» 9 февраля объявил аукцион на лизинг 54 трамваев со стопроцентно низким полом. 12 двухсекционных и 42 трехсекционных ждут в мае-ноябре 2023 года. Ошеломляет стоимость — почти 13 млрд рублей, притом что только что предприятие выбрало поставщика на 57 трамваев за 7 млрд. Разница — в ретро, во всех смыслах слова. Поставщику надо будет специально разработать новый вагон, включая ретрооблик, чтобы он еще и проехал по ретрорадиусам между ретрокорпусами Третьего трамвайного парка.


В техзадании сразу обращает на себя внимание обычно стандартный пункт про габариты: «Конструкция вагона должна обеспечивать вписываемость в габариты подвижного состава криволинейного участка пути радиусом 14 м при скорости 3–5 км/ч в режиме тяги на путях парка и вписываться в габариты подвижного состава на кривых участках пути радиусом 16 м при расстоянии между осями рельсовых путей 3750 мм». Маленькие 14-е радиусы — это отличительный признак именно Третьего парка, который обслуживает центр города и в который закупают эти 54 трамвая. В сообщении «Горэлектротранса» (которое и стало его единственным расширенным комментарием на день аукциона) объясняется: ездить по одному из старейших трампарков удобно старым же вагонам. Для новых моделей эти 14 метров — прокрустово ложе, и там, где дребезжащий вагон со ступеньками «ещё вписывается в парковые ворота и узкие места, не задевая производственных строений, уже не сможет проехать современный низкопольный вагон, так как его тележка имеет ограниченный угол поворота».

И здесь впервые ГЭТ между строк объясняет умопомрачительную стоимость — 240 млн в среднем за вагон. Есть, конечно, и формальная часть документации, обоснование начальной максимальной цены: отправили запросы трем лизингодателям, они и прикинули. Кто-то сказал 220–260 млн в зависимости от количества секций, кто-то — 180–215 млн, еще один — 197–270 млн. Но эта переписка для стороннего наблюдателя — просто жонглирование цифрами. «Речь идет о создании принципиально новой модели низкопольного трамвая с укороченной базой», — поясняет предприятие, имея в виду: разработку документации, производство опытного образца, адаптацию завода и т. п. То есть не так, что взял с конвейера подошедший по длине вагон (а такие есть, те же «Богатыри» и «Витязи» традиционного поставщика ПК ТС формально укладываются в указанные диапазоны двух- и трехсекционных трамваев). Вроде бы создание нового.

Тут же возникает вопрос: так, может быть, лучше по сценарию «взял с конвейера», а рельсы в парке переложим? ГЭТ ждал этого вопроса: 14-е радиусы грядущей закупки обсуждались на рынке задолго до объявления аукциона, и «Фонтанка» интересовалась вопросом в транспортном блоке Смольного тоже заранее. Так что предприятие выдает обоснование: трампарк № 3 — объект культурного наследия, его охраняет КГИОП (надо думать — не пути). «С учетом охранного статуса объекта принципиально переделывать его инфраструктуру нет возможности, к тому же это было бы нерационально с точки зрения затрат, — утверждает «Горэлектротранс». — Поэтому принято решение, оставаясь в рамках существующего путевого хозяйства, разрабатывать под него новый трамвайный вагон с укороченной базой. Причём укороченная база даст трамваю улучшенные эксплуатационные и динамические характеристики».

Приводится пример из 1933 года: уникальность «американки» (ЛМ-33) объясняется тем, что его тоже верстали под существующие пути, иначе пришлось бы перекладывать 127 километров рельсов. Насколько релевантно такое сравнение — сотня километров путей и кривые конкретного трамвайного парка — каждый оценит самостоятельно.

Ретро не только в путевом хозяйстве на Большой Посадской. «Фонтанка» подробно описывала программу развития ГЭТ за 123 млрд рублей. В ней числились 85 трамваев исторического облика, 76 из них попали в одобренную заявку города на инфраструктурные кредиты. Тогда говорилось, что это будут реплики той же «американки» или «стиляги» (ЛМ-57). «Облик новых трамваев должны разработать производители по мотивам внешности вагонов, работавших в Ленинграде в 50–60-х годах», — комментирует ГЭТ, но принципиально это не вносит ясности, так как пресс-служба сама подтверждает, что в то время по городу катались модели и довоенного, и послевоенного дизайна. Однако отдельно напоминают «яркие вагоны с хромированными молдингами, разработанные основателем школы ленинградского дизайна Иосифом Ваксом». Этот знаменитый художник и дизайнер разработал именно «стилягу». Видимо, это ответ на вопрос, потому что в техзадании требуют ассоциаций «с героическим прошлым города Санкт-Петербурга — Ленинграда и трамвайными вагонами, выпускавшимися и эксплуатировавшимися в 1950-х — 1960-х годах».

Кстати, в данном случае «комиссии за ретро» не ожидается. Обвес будет из композитных материалов, долговечных и не подверженных коррозии. А значит, «для смены экстерьера обычного трамвая на стиль ретро не потребуется принципиально иных затрат», — говорит ГЭТ.

Внутренняя начинка — максимально современная, от системы информирования пассажиров и оплаты проезда до системы активной помощи водителю, которая сообщает о красном сигнале светофора и посторонних объектах на путях и тормозит, если этого не делает человек. Кроме того, она не позволяет превышать скоростной режим, помогает в автоматическом режиме выбирать маршрут и контролирует бодрствование водителя.

Про ПК ТС выше вспоминали недаром: дело не только в том, что у него уже есть двухсекционные и трехсекционные модели в серийном производстве. Просто если с троллейбусами еще происходит какая-то дележка контрактов, то с трамваями город фактически определился и берет их именно у этого предприятия. «Синара» на городские рельсы за последние годы не собралась, УКВЗ тоже, Stadler ездит по концессионной сети «Чижика».

В октябре 2021 года на форуме Smart Transport многолетний совладелец компании Феликс Винокур очень эмоционально высказывался о том, что его трамваям нет конкуренции в России. Ему на это иронично ответил замглавы комитета по транспорту Валентин Енокаев, который перед этим мотался по регионам, как раз чтобы понять возможности рынка: «Если вы не видите конкуренции, зачем вы тратите столько денег на маркетинг?» Чтобы донести, что в Петербурге есть производитель, который «делает продукты, не уступающие всем этим импортным производителям», отвечал Винокур. «С чем сравнивать? — пояснил он тогда «Фонтанке». — Трехсекционную машину стопроцентно низкопольную кто делает на рынке? А по сопоставимым [моделям] мы дешевле».

Между тем с начала февраля Феликс Винокур не фигурирует в списке учредителей в личном качестве. Контрольный пакет по-прежнему у ООО «Холдинг Транскомпонент», чьи корни уводят в сторону Кипра, а на 40 % компания теперь «принадлежит сама себе». Такая кольцевая структура собственности не позволяет увидеть, кто из менеджмента держит эту долю и кто влияет на него. Иногда такое происходит, когда кто-то из акционеров покидает компанию, его акции передаются самому юрлицу, а на деле акционер остается один. Феликс Винокур не ответил на звонок корреспондента.

В СМИ неоднократно связывали «Холдинг Транскомпонент» с АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Сама ПК ТС арендовала площади ОЭВРЗ именно у ТМХ, когда переехала в Петербург. Президент Трансмашхолдинга Андрей Бокарев был замечен полтора года назад, когда Феликс Винокур презентовал губернатору свой алюминиевый «Витязь-Ленинград». На вопросы «Фонтанки» о планах Трансмашхолдинга войти в капитал ПК ТС его замдиректора ответил отрицательно. Винокур всё объяснил так: «У меня много здесь партнеров, но самый близкий и самый большой — Андрей Рэмович». Напомним, именно ТМХ должен стать поставщиком 950 вагонов метро для петербургской подземки за 96,9 млрд рублей.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
102
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях