Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Священник из Петербурга, одной фразой взорвавший TikTok: «Это не я сказал. Я там просто стою — мужчина в шапке»

Священник из Петербурга, одной фразой взорвавший TikTok: «Это не я сказал. Я там просто стою — мужчина в шапке»

69 589

Мы нашли его. Павел Крупа рассказал «Фонтанке», кому на самом деле принадлежат слова «правда делает человека свободным» и почему он в этом убежден

Это видео, где петербуржец дает простой совет молодежи, вмиг облетело Сеть и взорвало TikTok — на сегодняшний день ролик собрал уже 8 млн просмотров. «Ищите правды, она вас сделает свободными!» — говорит мужчина в скромной куртке и вязаной шапке. Фотограф Данил Савченко, который опубликовал видео на своем канале, даже не догадывался, что героем его сюжета стал священник — монах доминиканского ордена, настоятель прихода св. Екатерины в Петербурге отец Павел Крупа.

«Фонтанка» нашла Павла Крупу. О том, что стал звездой TikTok, он узнал в беседе с журналистом и очень сильно удивился. А еще признался, почему вот уже 30 лет влюблен в Петербург, и объяснил, как правда делает человека свободным.

— У вас такой интересный акцент — откуда вы родом?

— Из Польши. Два с половиной года назад приехал в Петербург, до того долго жил на Западе — 11 лет в Париже и 7 в Риме. Во Францию приехал продолжать учебу — я историк, средневековую рукопись изучал, — и там остался. Занимался научной работой, проповедовал, конечно, тоже — монаху, священнику этого не избежать.

В 2010 году вернулся в Польшу. Очень смешно получилось. Я решил — много где был, никуда больше не поеду, остаюсь здесь. 9 лет был директором Института святого Фомы Аквинского в Варшаве (Высший институт религиозных наук. — Прим. ред.). Еще три года — священником в женском доминиканском монастыре затворных сестер. И тут пришел запрос нашего настоятеля в Польше: может быть, есть желающие, кто хотел бы поехать в Петербург, помочь братьям? Я себе сказал: хорошо, Павел, по-русски ты немножко говоришь. Альцгеймер не совсем тебя съел, двигаться можешь — давай поедем. И вот я приехал.

— Вы ведь могли отказаться?

— Это правда, да. Первый план, чтобы я приехал в Петербург, был 30 лет тому назад — в 1991-м. Но мне тогда сказали: нет-нет, подожди, поработай в Польше годик. Потом я поехал учиться в Париж, и на 18 лет остался. Не то чтобы я забыл про Россию — она всегда была мне очень близка.

— Почему вам близка Россия?

Я — редкий поляк. Из моего поколения все знают русский. Нас учили языку с 12 лет и до окончания школы. Но не у всех были амбиции научиться, ведь это был «язык наших оккупантов». А мне он понравился. Может, его мелодичность — у меня музыкальный слух. И, без сомнения, [сыграла роль] моя учительница русского языка в лицее. Это был лучший педагог, какого я встретил в школе!

Она была полька, но родилась на Украине, в Закарпатье. В молодости жила в Советском Союзе, в Польшу приехала в 60-х годах. Она была абсолютно увлечена русской культурой. Могла говорить о Екатерине II или Ленине с одинаковым восторгом. Когда нам было лет по 17–18, она сделала нам монографический доклад о Пушкине — 15 уроков! Начиная с прадеда, про всю его жизнь и сочинения. А потом, в четвертом, — о Горьком. Я недавно написал статью о боге Максима Горького. У меня есть такая идея: если бы Горький родился в другой стране и был немного меньше конформистом, мы бы имели отличного христианского писателя. В школе я читал стихи на русском и даже побеждал на конкурсе чтецов.

Первый раз я приехал в Москву в 1982-м — так просто, на экскурсию. Второй — в 1989-м, уже будучи 24-летним монахом, студентом-семинаристом. Оттуда поехал в Петербург, на встречу с Георгием Фридманом, известным джазовым саксофонистом, он был причем подпольным католическим священником.

Мы вышли с вокзала — это было утро, июль, небо такое голубое! — и я абсолютно влюбился в Петербург! Я шел как в какой-то сказке! А еще после Москвы, она в те времена была ужасным городом — нечеловеческим, огромным.

Товарищ повел нас на экскурсию по городу. И на стрелке Васильевского острова он вдруг решил искупаться: «Я всегда здесь купаюсь!» Я смотрю — здесь Зимний дворец, там — Петропавловская крепость — и говорю: «Милиция нас арестует!» А он снял брюки, остался в домашних штанах до колена и — прыг в воду! И я решился. В первый день в Ленинграде я плавал в Неве под Дворцовым мостом! Как можно было сюда снова не приехать? Я ждал этого 30 лет!

— Где еще вы были в России?

— Недавно был в Волгограде, знаю Рязань, Курск, в Севастополе был, в Ялте. Я в жизни много путешествовал, потому что всегда была какая-то причина поехать, помочь братьям. А так бы дома сидел.

— Какой институт нужно окончить, чтобы стать настоятелем храма?

— Настоятеля устанавливает епископ. Но я не готовился быть настоятелем прихода — планировал стать преподавателем, исследователем, проповедником. Но так случилось, по дороге. Я окончил доминиканскую семинарию в Кракове, потом поехал в Париж, в знаменитой школе учился средневековой философии и теологии. Потом в Риме — в папском университете Angelicum, докторат сделал.

— Сколько языков вы знаете?

— Четыре: итальянский, французский, русский и английский. Ну, еще польский и латынь. Изучал самостоятельно. Есть такая наслышанность, насмотренность, плюс музыкальный слух — я, как попугай, хорошо повторяю.

— Расскажите про доминиканский орден в Петербурге?

— Есть несколько орденов католической церкви, они возникали в истории Западной церкви в разные моменты. Доминиканский возник в XIII веке. Доминиканцы хорошие проповедники, занимаются наукой. В Петербурге появились в 1815 году, здесь, в этом храме. Их пригласили вести школы, когда Александр I удалил из России иезуитов. Доминиканцы работали здесь как священники и проповедники почти до революции.

В конце XIX века нас стало меньше — царские указы запрещали развитие католических монастырей, и мы не принимали новых братьев. В 1906 году вышел указ о толерантности — мы стали всё тут обновлять. Но случилась революция. С конца XIX века братьям-доминиканцам здесь помогали священники немонашеские, так называемые епархиальные, они довели храм до 1938 года, когда его закрыли.

В 1992 году от храма остались ужасные руины, и город отдал его в пользование католической церкви. Здесь как священники служат братья-доминиканцы: отец Евгений — русский, потом приехали польский, американцы, француз.

— Почему вы решили стать священником?

— Для меня это история любви. Я любил, но либо не получал ответа, либо не доверял. Бог был первым, который ответил на мою любовь. Я почувствовал, что кто-то меня просто любит. Это было невероятно. Это была первая исполненная любовь в жизни. Мне было 19 лет. И я пошел в монастырь, потом меня рукоположили в священники.

— Кем были ваши родители? Они не препятствовали вашему выбору?

— Отец был инженером-электриком. Он, как настоящий мужчина, сказал: сын, делай. Мама же — она была медсестрой — с ума сходила. Она уже представляла себя моей хозяйкой, что будет о сыночке заботиться. А сыночка ушел в монастырь.

Вы так много путешествуете, какой город считаете родным?

Мой родной город — это Жирардов. В 40–50 километрах от Варшавы, я там родился. Я абсолютно локальный патриот. Город промышленный, основан в начале XIX века вокруг текстильного завода, его первым техническим директором был француз Филипп де Жерар. Отсюда и французское название: «Ты чей?» — «Жерардов». Город маленький, 50 тысяч всего, но с отличной атмосферой. В таких городках часто бывает жажда культуры, стремление, там развиваются таланты — многие знаменитые актеры происходят из маленьких мест. Я очень люблю этот город. Там мои родители похоронены. Из-за коронавируса не был там уже два года.

Вы были в Ватикане? Папу римского видели?

Последнего не видел, не успел, но Бенедикта XVI и Иоанна Павла II — да. С Бенедиктом, он еще не был папой, вышло смешно. Я был по-светски одет и шел по главной улице, которая ведет к святому Петру. А он шел мне навстречу. Я улыбнулся и сказал: «Слава Иисусу Христу!» Он задержал на мне взгляд и ответил: «Во веки веков! Аминь! Всего доброго, отец!» — и ушел. Хотя я был в светском, всё равно видно священника. Разговаривать с папой — это честь, радость. Это не шеф, это отец.

— Давайте про TikTok. Вы же понимаете, что теперь стали звездой. Как вам это?

— Никак. Я об этом узнал случайно — на TikTok не имею своего профиля. Мне в воскресенье сказали: «Ты знаешь, что у тебя там миллион [просмотров]?» Данил, с которым мы так познакомились, не сказал, что он меня записывает. Это был сюрприз. Я не против. Смешно, красиво сделал.

Но вы не в обиде на него за это?

Абсолютно нет! Я сейчас уже посмотрел его канал, у него есть очень симпатичные ролики — он их делает с любовью к людям. Меня это радует. Поэтому его любят. Я герой на его TikTok, но я честно говорю — не знаю зачем. TikTok для меня — это где подростки делают макияж, ногти или целуются. Это происходит где-то далеко от меня. Я же сказал то, что думаю. Вот и я сейчас — звезда.

Сейчас у видео 7 миллионов просмотров. Как думаете, это во благо?

Да. Это парафраза слов Иисуса Христа. Евангелие от Иоанна, 8 глава, 32 стих. Иисус говорит про себя: «Если вы будете пребывать в моей науке, и соблюдать то, что я вам говорю, вы узнаете истину, и она вас сделает свободными».

Я абсолютно уверен, что каждый, кто ищет правды — о себе, о мире, о другом человеке, — он идет к Богу. Я убежден, что правда делает нас свободными, приносит свет. Меня удивило, что это так потрясло людей.

Мне цитировали комментарии: кто-то расплакался, когда услышал. Это было очень приятно, трогательно. Негативных я не видел. Если они есть — интересно, я бы тоже посмотрел какие. И если 7 миллионов людей — здесь, в России, решили послать этот ролик другим, значит, что это важно для вас. Почему он стал так популярен — надо спросить людей. Но это не я сказал. Я там просто стою — мужчина в шапке.

Наталья Вязовкина, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях