Сколько в итоге открыли и закрыли больничных дистанционно в Петербурге — тайна даже для комитета по здравоохранению. Зато «Фонтанка» узнала, сколько тысяч петербуржцев об этом попросили. И что теперь думают те, чьи заявки зависли в неизвестности.
«Пишите Беглову», — наперебой советуют официальные аккаунты Смольного тем, кто поверил в торжество петербургских IT-технологий и теперь не может открыть или закрыть листок нетрудоспособности дистанционно. На конце удобного бота и голосового помощника оказался всё тот же болеющий и замученный врач.
«Врач на вызов не пришёл. После заявки на 122 позвонил, сказал идите сами в поликлинику. С температурой, в общественном транспорте ехать, так как поликлиника от дома очень далеко. Как итог, сижу без больничного, без назначенного лечения, на работе поставили прогул. Это треш, что творится», — написала петербурженка Яна в группе комитета по здравоохранению.
И она не одинока. Сообщество комздрава атакуют десятки петербуржцев, которые отчаянно пытаются добиться понимания, что происходит с их заявками — когда им откроют больничный, когда закроют и когда это всё закончится, наконец.
«Сын уже 4 дня болеет, дважды звонил по 122 — заявки приняли, врач не приезжает и даже не звонит, больничный не открыт, лечение не назначено, тест сдавал за свои деньги. Как лечиться и что делать дальше?» — написала Татьяна.
«9 февраля в 11:34 была оставлена заявка на открытие больничного листа дистанционно через чат-бота в «Телеграм». До сих пор никто не позвонил и не пришёл. Адрес проживания: СПб, Московский район, ул. Благодатная, 5. Как долго ждать звонка? По звонку в 122 по статусу заявки говорят, что отработана, мол, врач приходил. Робот предложил оформить ещё одну заявку. Врача дождаться вообще реально?» — интересуется Анастасия.
Среди зависших заявок есть и обращение корреспондента «Фонтанки» об открытии больничного, сделанное еще в понедельник утром. Оно так и не взято в работу.
В комментариях у комздрава и сам комитет, и районные администрации отвечают оперативно, но шаблонно — «пишите Беглову».
«К сожалению, эпидемическая ситуация является неблагоприятной, поэтому болеть могут и врачи поликлиник, которые работают на грани своих возможностей. Уточните, пожалуйста, Ваши данные (ФИО, дату рождения) и к какой поликлинике какого района Вы прикреплены. Информацию, так как она содержит персональные данные, можно направить в личные сообщения Александру Дмитриевичу. Спасибо за доверие!» — звучит типовая рекомендация.
Проще говоря, проблема та же, что и раньше: не хватает рабочих рук. Бездушные роботы в одном моменте заполняют тысячи заявлений, но валятся они на всё тех же живых врачей, которых катастрофически не хватает. По домам с ковидом и ОРВИ сидят 300 тысяч человек, до 10 февраля открыты 460 тысяч больничных, и к каждому врача не приставишь.
Как «Фонтанке» уточнили в комитете по информатизации и связи, услуга по открытию и закрытию больничного довольно популярна. Например, за открытием листка только за 9 февраля и по номеру 122 обратились 3 778 человек, а за закрытием — 43 074. И еще 189 и 322 человека соответственно — через новый чат-бот.
Одной из самых популярных услуг остается уточнение статуса уже открытой заявки — за сутки об этом спросили 21 352 раза через номер 122 и еще 1 765 — через чат-бот.
Без ответа остается главный вопрос: сколько в итоге заявок дошли до финала. В комитете по здравоохранению прямо сказали: «Таких цифр нет». А в фонде социального страхования только общие отчеты по всем больничным.
В разговоре с «Фонтанкой» в комздраве уточнили, что ситуация с дистанционными больничными неоднородна — в каждой поликлинике Петербурга своя. Есть районы, которые открывают день в день, а есть те, что не справляются.
Советы от чиновников (они провели уже две пресс-конференции) в ситуации турбулентности простые — не паниковать, не оставлять по пять заявок. Больничный откроют или закроют задним числом, со дня обращения. А выходить на работу можно не дожидаясь уведомления с «Госуслуг» — допустима техническая задержка. Спешащие могут напрямую обратиться в поликлинику.
Пока в Смольном планируют открывать и закрывать дистанционно больничные до 15 марта. Но в зависимости от ситуации могут этот срок продлить.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»