После первой нашей концептуальной новости об арестах за серийные убийства, «Фонтанка» рассказывает в деталях, делая акцент на самой необычной фигуре в этой реальной игре-стрелялке.
По большому счету, эти раскрытия тронулись еще под Новый год, когда в декабре арестовали очень известного в прошлом, да и заметного, кому надо, в нынешнем, петербургского бизнесмена Владимира Кулибабу. Его имя не отгремело в 90-х, когда он был силовой рукой авторитета федерального уровня Кости Могилы (убит в 2003 году). Еще 8 лет назад Кулибабу оправдали как заказчика в убийстве возле станции метро «Чернышевская» (тогда исполнитель в упор расстрелял бывшего оперативника Чечеля). И вот опять Владимир в «Крестах» и опять трупы.
Забегая чуть вперед, скажем, что за месяц до задержания Кулибабы пропал самый интересный фигурант сегодняшней новости — еще недавно помощник заместителя министра МВД Дмитрий Скворцов. Не переживайте, он на этом свете, он сам может тронуть кого хочешь. Хотя уже поздно.
Не перегружая читателя былым, автор все же должен напомнить, что вменяется Кулибабе. Тогда, когда многие читатели еще не родились, а это шло лето 1993 года, сверхуверенные в себе Костя Могила и Кулибаба царствовали в офисе возле гостиницы «Россия». Бригада автоматчиков залетела к ним и постаралась всех изничтожить. (Так вышло, что в своем проекте «Именем Братвы» «Фонтанка» даже предвосхитила последствия той молотьбы). У нападающих вышло не очень, и Могила нанес ответный удар (А кто бы не нанес?). Вскоре в Петербурге изничтожили Кувалду и заодно его охранника. Такие тогда были правила. Согласно сегодняшней версии Следственного комитета, Кулибаба организовал то контрнаступление. Все же его арест — был лишь эпиграф к нынешней гангстерской саге.
На фото — задержанные 11 февраля Смирнов и Чванов в реальности и в молодости. Оперативники «заказного» отдела 11 февраля хлопнули их. Они бывшие подчиненные Кулибабы. Как мы уже сообщили, один из них — это уже отсидевший десятку за организацию убийства вице-спикера петербургского ЗакСа Новоселова — Чванов, а Скворцова ищут.
Дадим сухо версию СК:
— 1996 год, в Центральном районе Петербурга выпускают обойму в «Гранд Чероки», где сидит бизнесмен Абрамов (сегодня он из США пересматривает наше «кино») и его телохранитель. Оба выживают. Стрелял Чванов, организацию процесса предъявляют Дмитрию Скворцову;
— 1997 год, на набережной Фонтанки снайпер убирает очень грозного тогда представителя «тамбовских» — Макса Смирнягина. Выходил на точку штатный стрелок Кудрявцев (уже мертв), заказ шел по вертикали Дмитрия Скворцова;
— конец 1997 года, на проспекте Энергетиков снайпер уничтожает цель в виде предпринимателя Афонина. Стрелок Кудрявцев лупил через окно кафе, метров за 150;
— 1999 год, на трассе при подъезде к Одессе ликвидируют петербурженку Иру. Но ничего маньячного — она являлась членом той же корпорации киллеров (фамилию опускаем, все же дама). Исполнял Чванов, заказывал Скворцов;
— наконец, 2001 год. На Петроградке снайпер кладет Олега Тарана, близкого Кулибабы. Попал опять же Кудрявцев, организовывал мероприятие Скворцов.
Разумеется, возникает вопросик: как Скворцов очутился не только в МВД и, более того, на его вершине. Поверьте, все проще, чем вы можете придумать.
Он ленинградец, родился в конце 60-х, воспитывался интересным отцом. Его батя получил 25 лет еще при Сталине, а отсидел в лагерях Коми до 1965 года. В определенном мире с ним считались еще до буржуазной революции 91-го. Скворцов не спортсмен, но обожает оружие и сам отменный стрелок. Всегда был силен в прослушивании, скрытом наблюдении. Высокий, уверенный. Как тут не нырнуть в бандитское движение? Прошел многое, всегда уворачивался. А тогда труднее было уворачиваться от своих. Наконец, занял почетное место в иерархии Кости Могилы. Старшим у него как раз был Кулибаба.
Только 90-е немного стихли в миллениум, он спрятался в Университете МВД, после диплома остался там в роли курсового офицера. Воспитал несколько поколений оперов.
А то, что на тот момент в его биографии уже инцидент с торговлей оружием и дело по дезертирству, так это немного не заметили при оформлении в органы. В базу РУБОП, где Скворцов прямо звенел, тоже не заглянули. Шли годы, и он дорос до начальника тыла МВД на транспорте по всему Северо-Западу. Сотни офицеров ему козыряли, со стуком заходили в кабинет. Но это был только трамплин.
Когда в 2016 году начальника Главного следственного управления ГУ МВД Александра Романова президент назначает в кресло шефа всего Следственного департамента России, Скворцов прыгает на этот уровень. Его забирают в аппарат Романова. Теперь он помощник не просто первого следователя, а заместителя министра МВД. Длилось счастье четыре года. В 2020-м Романов уходит, а Скворцов ложится на больничный. Но в конце 2020-го также вынужден уйти в отставку.
Жил он до недавней поры в Москве, в Питер заезжал по случаю, но вопросы продолжал решать. А вы бы не решали на его месте?
14 октября прошлого года ему исполнилось 54. Праздновал в столице, съехались многие. Похоже, именно на днюхе он узнал, что «заказной» отдел подбирается к Кулибабе. Как опытный и битый, он решил не ждать гостей. И не ошибся. Через месяц, в декабре, пришли за Кулибабой, а на днях должны были постучаться к нему. Говорят, он сегодня в Швеции. Но что-то подсказывает, что на Украине. Ну их, милых скандинавов, у них «выдают с Дона».
Постскриптум у нас тоже будет забойный. К полковнику Скворцову летят не только уже указанные нами эпизоды.
Вернемся к Андрею Чванову, кто отсидел за Новоселова. Представляете, ему сегодня влепили домашний арест, а адрес засекретили. К тому же «Фонтанка» уверена в том, что месяц назад в «Кресты» доставлен и непосредственный убийца вице-спикера ЗакСа — Артур Гудков, приговоренный к пожизненному лишению свободы. В начале нулевых следствие уперлось в них, и дальше хода не было, а теперь, по мнению СК, сверху стоял Скворцов. И что-то журналисту подсказывает, что уже весной этого года Скворцов, как говорится, пойдет паровозом.
Мы заканчиваем первую серию изложения той бойни (и так сократили «до не могу» — в этой истории десятки имен, большинство из которых полегли в равном бою). Интрига, и чуть ли не политическая, сформулирована в брошенном сегодня мне намеке: «Самим страшно, куда это все выведет. И на кого», задумался один из наших собеседников в погонах.
Евгений Вышенков, Фонтанка.ру