Хроники не случившегося вторжения предлагают своим читателям западные СМИ. «Фонтанка» изучила публикации в ретроспективе и начала понимать, как в простом человеке может проснуться Мария Захарова.
Они действительно любят формулировку likely. И, судя по заголовкам, очень не хотят расставаться с информационным трендом, который приносил им трафик последние три месяца. Кто-то из них, судя по всему, действительно не спал в ночь на 16 февраля в ожидании «войны в Европе». Если читать все англоязычные публикации о «российско-украинской войне» подряд, можно в какой-то момент воскликнуть голосом представителя МИД Марии Захаровой: «Не верю!»
После заявления Минобороны РФ о том, что учения закончены и все участники разъедутся по своим казармам, зарубежные СМИ перешли в режим «кисонька, еще капельку». Американскому и европейскому читателю обещают, что это еще не конец: Байден насчитал 150 тысяч российских военных, которые до сих пор никуда не разъехались, Путин «все еще может», а в Белоруссии вот-вот начнут двигать туда-сюда ядерное оружие. «Фонтанка» погрузилась в пучину новой области журналистского знания — «инвазиологии», или «вторжениеведения».
Обещанное в ночь на 16 февраля британскими СМИ «вторжение России» на территорию Украины не случилось. Пока французская Le Figaro «спустила» заметку о том, что Москва уводит войска от украинских границ, куда-то в подвал главной страницы своего сайта, Le Monde ищет новые козыри. «За украинским кризисом следует еще один очаг напряженности: возможная передислокация ядерного оружия в Белоруссии», обещает издание. Французскому читателю напоминают о Будапештском меморандуме 1994 года, согласно которому Украина, Белоруссия и Казахстан, вышедшие из СССР тремя годами ранее, обязуются передать России советское ядерное оружие, оставшееся на их территории, и подписали Договор о нераспространении ядерного оружия. Аналитика отталкивается от январских заявлений Госдепа США о том, что изменение белорусской конституции может привести к размещению на территории этой страны ядерного оружия России.
Для одной из самых читаемых газет Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung главная тема — разбор переговоров Путина и канцлера Олафа Шольца и «неоднозначности» российского президента. В международной повестке — Румыния, которая «приветствует усиление войск НАТО на своей территории».
«На безопасной стороне зимы»
Утром 16 февраля генсек НАТО Йенс Столтенберг оживил передовицы британских и американских газет, заявив, что Россия все равно продолжает наращивать численность своих войск на границе с Украиной. The Guardian обращает внимание аудитории на высказывание главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен. Она заявила депутатам Европарламента, что ЕС готов прекратить экспорт высокотехнологичных компонентов, «в отношении которых Россия почти полностью зависит от нас», и не боится сокращения поставок газа. Потому что, во-первых, обсуждаются альтернативные варианты поставок энергии, а во-вторых, самые страшные морозы в этом году миновали, и Европа «уже находится на безопасной стороне зимы».
В целом англоязычные СМИ, кажется, не скрывают разочарования, что излюбленный инфоповод последних трех месяцев может уйти в небытие. Поэтому на передовице Financial Times заголовок о том, что утверждения Москвы о деэскалации конфликта «воспринимаются со скептицизмом». Ведь американский президент Джо Байден подсчитал, что в зоне напряжения остаются 150 тысяч российских военных, а значит, не все еще потеряно.
Европейский Bloomberg тем временем посвящает передовицу тому, как страны возвращаются к нормальной жизни, и рассказывает преимущественно про ковидные ограничения. А вот в версии для США агентство все-таки затрагивает тему «войны», но очень своеобразно: российская нефть растет в цене, рынки гадают, будет ли продолжение конфликта, президент Украины Владимир Зеленский «преуменьшает» масштабы российских войск у своих границ и «нацеливается» на другую угрозу суверенитету страны — олигархов. В ноябре, одновременно с тем, как начались первые «тревожные звоночки» насчет наращивания российских сил у границ Украины, Зеленский усилил давление на самых влиятельных и богатых бизнесменов в стране. В сентябре был принят закон, по которому Совбезу Украины достаточно трех из четырех признаков, чтобы присвоить предпринимателю статус олигарха: участие в общественной жизни, влияние на СМИ, владение или контроль над компанией-монополистом с активами свыше 2,4 миллиарда гривен. Выявленные олигархи обязаны раскрывать свои активы, им нельзя финансировать политические партии и занимать государственные должности. Потенциальные адресаты — самый богатый человек Украины Ринат Ахметов и миллиардер Игорь Коломойский. Bloomberg отмечает, что таким образом Зеленский фактически начал «шахматную партию против нескольких соперников разом».
Возможно, такой уход в шахматно-экономическую повестку со стороны Bloomberg объясняется недавним скандалом, когда агентство сообщило, что «вторжение России началось». Инцидент объяснили «случайностью», мол, кто-то случайно выбросил из админки черновик новости, заготовленной на всякий случай.
Он сказал: «Расходимся»
The Wall Street Journal 15 февраля опубликовал текст с сенсационным заголовком: «Чего хочет Россия в связи с Украиной? Напряжение между Путиным и НАТО объяснено». Объяснение предлагается простое как репа: Россия многое потеряла в результате распада Советского Союза и проигранной в 1991 году «холодной войны», а теперь президент Путин хочет все вернуть. Ну или не все, а хотя бы статус сверхдержавы для начала. «Именно поэтому он говорит о русских и украинцах, как о едином народе». Еще одна публикация от 15 февраля по теме не случившегося вторжения проиллюстрирована похоронным венком. «Тысячи украинских солдат уже погибли на войне, которая началась, когда они были мальчишками». Мол, то, что сейчас — это еще цветочки, украинские вооруженные силы на самом деле воюют уже 8 лет, с самого 2014-го. И вообще, как гласит еще один заголовок WSJ: «Для Украины сдерживание России останется долгосрочной задачей, даже если сейчас войну получится предотвратить».
Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков, кажется, огорчил британские СМИ, когда сказал, что войска РФ закончили свои учения и вот-вот «совершат марши комбинированным способом в пункты постоянной дислокации».
Британский журнал The Week, который обозначает себя как издание, аккумулирующее информацию из множества проверенных источников, вышел 15 февраля с заголовком «Какой была бы война между Россией и Украиной?» Мол, не случилось и не случилось, но пофантазировать-то можно.
The Economist рассказывает, что Путину по-прежнему доступны все «опции», позволяющие таки начать вторжение. Так что не переключайтесь и не расслабляйтесь.
Эти «опции» еще 30 декабря перебрали в своей публикации The Financial Times. В заголовок вынесли два варианта: авиаудары или сухопутное вторжение. «Западные военные аналитики говорят, что президент России может рассмотреть широкий спектр сценариев — от целенаправленных ракетных ударов до ограниченного вторжения с востока или юга страны и даже полномасштабного вторжения, поддерживаемого кибервойной», — говорится в тексте. А два неназванных «доверенных сотрудника Путина» якобы сообщили изданию, что сценарий повторит 2008 год, когда «Россия отреагировала на попытки Тбилиси обезопасить территорию, контролируемую повстанцами при поддержке Москвы, сухопутным вторжением, а также воздушными и артиллерийскими ударами, морской блокадой и кибератаками». При этом западные аналитики признали, что для полноценной военной операции на границе с Украиной Россия аккумулировала «недостаточно боеприпасов, полевых госпиталей и банков крови», но есть некие доказательства, что Москва уже таранит все необходимое к границе. С тех пор англоязычная пресса время от времени продолжала подпитывать трафик рассуждениями на этот счет.
Rasputitsa против танков Путина
14 февраля The Times в очередной раз объяснили, что может произойти между Россией и Украиной. Зачин как в сказке: «никто толком не знает, что Путин планирует делать». Но перемещениями войск он ясно дал понять, что расширение НАТО на территорию Украины может повлечь войну между Россией и Западом, так что включать игнор в адрес Москвы и ее мнения — не лучшая идея. Кстати, 16 февраля на передовице The Times уже не было ни слова про войну, сплошь местные новости и хлопоты королевской семьи. Надо промотать полтора экрана, чтобы увидеть оранжевую врезку с заголовком: «Назад в казармы?» Баннер ведет на публикацию от 15 февраля: «Военный шантаж Путина, возможно, принес ему большую часть того, чего он хотел. Это также стоило ему доверия соседей России».
Не менее занятный текст датирован 7 февраля, когда The Economist выкатил серьезную аналитику на тему, застрянут ли русские танки в украинской грязи или нет. Аналитика начинается с того, что построения российских сил на границе с Украиной породили новую область знания — «инвазиологию», или «вторжениеведение» по-нашему. Чтобы это практиковать, надо держать в голове много факторов. Совместные военные упражнения России и Белоруссии, которые официально начались 10 февраля, расписание Олимпийских игр в Китае (мол, председатель Си попросил Путина потерпеть и не портить праздник). Но есть еще один аспект, который многие инвазиологи упускают — это погода. «Говорят, в январе администрация Байдена попросила доложить, как там с погодой в обсуждаемом регионе, — сообщает The Economist. — Действительно ли мистеру Путину лучше атаковать до того, как украинская земля оттает и раскиснет в марте-апреле?» Видимо, в США не знают русской поговорки «танки грязи не боятся». Зато в редакции The Economist знают слово rasputitsa — «дословно — время без дорог». И еще там в курсе, что именно она в свое время помешала Бонапарту осуществить свои наполеоновские планы в России, и нацистским войскам тоже подгадила. Далее издание цитирует некоего британского корреспондента прямиком из 1944 года: «Украинскую грязь надо видеть, чтобы поверить, что такое вообще возможно. Вся страна превращается в болото, а дороги — в реки грязи в два фута глубиной».
Но если вы думаете, что это самое смешное сообщение иностранных СМИ по обсуждаемой теме, то вы заблуждаетесь. Reuters в ночь «вторжения» затеял видеотрансляцию на YouTube: «Вид на киевский Майдан на фоне российско-украинского кризиса». Несколько часов ожидания новостей скрасили лишь два события: раздавшийся откуда-то куплет гимна Советского Союза и дрон с «рекламным» объявлением, зависший прямо напротив камеры. «Продам гараж на Соломе», — гласил текст. Вместо контактных данных неизвестный шутник указал телефон российского консульства РФ на территории Украины. Правда, на момент объявления о гараже номер уже не обслуживался.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»