Поликлиникам разрешили оказывать плановую помощь, проводить диспансеризацию и медосмотры. «Фонтанка» выяснила, готовы ли они распахнуть двери, когда в городе больше 250 тысяч зараженных коронавирусом сидят по домам и приходят на прием к своим врачам — за помощью или за закрытием бюллетеней.
Постановление Роспотребнадзора №2 отменило предыдущее — о запрете медицинских осмотров, диспансеризации и плановой медицинской помощи. С 21 февраля она должна возобновиться. Не рано ли идти к поликлинику на диспансеризацию, когда еще хватает пациентов с ковидом, «Фонтанка» спросила у Юрия Зернюка, начальника отдела здравоохранения Центрального района.
Пациентов с коронавирусом становится меньше
С прошлых выходных в поликлиниках Центрального района заметно хорошее снижение обращаемости: в пиковые дни до 1 700 вызовов в день было к взрослых и около 1 000 — к детям, сейчас в среднем 500 вызовов к взрослым, около 200 — к детям. «В поликлиники 90% врачей вернулись на работу после болезни, так что нагрузка более равномерно распределилась и одновременно снизилась — стала «обычной зимней»: 8–10 вызовов на участкового терапевта. Но под наблюдением остается еще около 4 тысяч пациентов с ковидом. Это, конечно, очень много, в обычное время — 300–400 человек. Но цифры пошли на убыль, нас это обнадеживает. Лекарства для лечения пациентов есть — только закупили новую партию, СИЗы тоже», — рассказал Юрий Зернюк.
«Взорвалось, как обычно, внезапно»
Поликлиники уже работали на всех фронтах одновременно в январе, когда «омикрон» пришел, а плановая помощь еще оказывалась. Руководство было вынуждено останавливать диспансеризацию, в том числе углубленную (для перенесших ковид), даже раньше постановления Роспотребнадзора о ее запрете, потому что врачи уже начали отправляться на больничный, а число пациентов с коронавирусом росло. Тут и вакцинация сократилась, можно сказать, сама собой: медицинский персонал, который был задействован на ней, ушел работать на прием пациентов с ковидом, а желающих привиться, когда вокруг стремительно распространяется вирус, было немного.
— Последние три недели была очень сложная ситуация. Взорвалось, как обычно, внезапно. Врачи заболевали, нагрузка ложилась на оставшихся — на каждого участкового терапевта достигала 40 посещений на дому в смену, — рассказал Юрий Зернюк. — Нам помог наш районный отдел по молодежной политике — направил 43 волонтеров, они разносили лекарства, дежурили на телефоне, три автоволонтера возили врачей на домашние вызовы.
Учреждения переводили на участки узких специалистов — у них все-таки прием пациентов был в этот период ограничен. Потом прибыла еще помощь — около 100 студентов вузов работают сейчас в наших клиниках, 7 ординаторов — мы их трудоустроили в штат врачами-стажерами, 20 учащихся колледжей помогают работать на телефонах, разносят лекарства. Уже и транспорт для развозки врачей есть — город из резервного фонда перечислил деньги, мы заключили договоры с транспортными компаниями.
Конечно, ни на этой неделе, ни на следующей с «омикроном» еще ничего не закончится, но уже можно говорить о том, что с возвращением диспансеризации поликлиники справятся, считает Юрий Зернюк. К тому же вряд ли сейчас петербуржцы на нее заторопятся. А пока врачи подготовятся к их массовому приему, будет уже понятно, как эпидситуация складывается.
21 февраля не станет днем открытых дверей
Если диспансеризация разрешена, это не значит, что с 21 февраля она и начнется. Сначала страховщики обзванивают пациентов, подлежащих плановой диспансеризации в соответствии с составленными списками. И каждому сообщают, что им нужно прийти в поликлинику на профилактическое обследование. Первыми, скорее всего, пойдут в основном те, кто только переболел, на углубленную диспансеризацию — им не страшно. Приходят обычно те, кто, с одной стороны, чувствует какие-то изменения в своем здоровье, с другой — внимательно к нему относится.
В постановлении №1 формулировка Роспотребнадзора об ограничении плановой медицинской помощи в этот раз была осторожной: прописано, что отказывать в плановой помощи нельзя, если это повлечет за собой ухудшение состояния здоровья. Поэтому такой тотальной остановки в ее оказании, как в первую волну, не было. Пациентов не только консультировали по телефону, но и принимали в поликлинике, если они в этом нуждались, а онкологическую помощь вообще не останавливали. Обследовали тех, у кого подходила очередь на госпитализацию в стационар на плановое лечение, если его нельзя было отложить на более спокойные времена.
Конечно, оценивать возможности поликлиник города к возвращению в обычный режим работы только по Центральному району сложно, потому что в течение всего периода подъема заболеваемости на «ковидной карте» Петербурга он ни разу не становился даже желтым, все время оставался в зеленом цвете. А в это время крупные районы полыхали красным и даже становились бордовыми.
«Когда схлынет волна, им бы надо дать возможность передохнуть и перестроиться. Думаю, что каждый район будет принимать решение о возобновлении массовой диспансеризации самостоятельно с учетом эпидситуации. Первое время, скорее всего, будут принимать тех, придет сам, а активно приглашать пока не будут», — предполагает Юрий Зернюк. А поликлиники Центрального района с начала следующей недели начнут перепрофилироваться, хоть это пока непросто, потому что еще нельзя сказать, что вспышка угасла.
Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»