Пока главы непризнанных ЛНР и ДНР просили Россию признать их настоящими странами, капитализация российских компаний на бирже таяла на глазах. Падения таких масштабов не было с марта 2020 года, но сейчас все по-другому. «Фонтанка» следила, как заявления политиков и чиновников сокращали стоимость финансовых вложений россиян.
Покой российскому рынку только снится последние дни. Еще 11 февраля он закрыл рабочую неделю на относительном позитиве, но заявления американской прессы о том, что Россия нападет на Украину 16 февраля, спустили индексы на землю. После этого они слегка восстановились. Даже первые заявления о необходимости признать ДНР и ЛНР как независимые государства от депутатов Госдумы 15 февраля не привели к драматическому уходу вниз.
А вот уже 16 февраля, в день несостоявшегося начала войны, начался обвал. Индекс Мосбиржи за день потерял сразу почти 100 пунктов, спустившись с 3782 до 3588. РТС снизился с 1533 до 1500 пунктов. И если тогда еще все смеялись над агентством Reuters, которое запустило трансляцию из Киева, чтобы снять российское «вторжение», в последующие дни становилось все хуже.
В четверг в ЛНР заявили о нарушении режима прекращения огня украинской стороной и обстреле своих населенных пунктов. Дров в разгорающееся пламя подбросил президент Белоруссии Александр Лукашенко, заявивший о возможном совместном решении с Россией относительно непризнанных республик. Рублю это все не понравилось, и он не удержался, немного ослаб, но на следующий день отыграл собственное падение. Ничего не предвещало беды, пока руководство ДНР и ЛНР не объявило эвакуацию в Россию. Тут рубль уже не устоял, и котировки акций резко пошли вниз. Индекс Мосбиржи за два часа потерял 2%, РТС — почти 3%. Сбер примерно за тот же период в моменте потерял 4,7%.
Но это были цветочки. Выходные выдались богатыми на приграничные новости, там были и взрывы снарядов на территории Ростовской области, с которыми поручил разобраться глава СК Александр Бастрыкин, и «спящие» агенты СБУ. Несмотря на неспокойные выходные, 21 февраля рынок хоть и открылся ниже пятничного закрытия, вместе с рублем начал понедельник с укрепления, но длилось это недолго.
Днем новости посыпались как из пулемета. Первый звоночек — президент России Владимир Путин выступит на внеочередном заседании Совета безопасности. Второй — очередной снаряд с украинской стороны долетел до Ростовской области и разбомбил погранпункт, сообщили СМИ со ссылкой на ФСБ. В страну тем временем прибывают беженцы из Донбасса, а регионы вводят режим ЧС. Впрочем, это не столько показатель масштаба катастрофы, сколько способ организовать работу при эвакуации. Правительство открыло закрома и вынуло 5 млрд рублей.
Российский рынок уже к тому времени вышел за границы своего обыкновенного плавного падения. Мосбиржа в середине дня упала почти на 8%, РТС — на 9,5%. За всех традиционно отбивался VK, потерявший 14% за неполный день и 23% за неделю. Небольшие неопытные инвесторы, купившие акции хваленой отечественной IT-компании в декабре 2020 года, с болью смотрят на -80% по этой бумаге, чертыхаются и зарекаются больше никогда ее не покупать.
К вечеру градус напряжения поднялся еще выше. Главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник призвали Путина признать независимость их республик. Российский лидер пообещал принять решение уже 21-го числа после заседания Совбеза, а после его пресс-служба анонсировала телеобращение к россиянам.
На этих новостях Мосбиржа показала самое сильное падение с марта 2014 года, когда обвал стал следствием событий в Крыму. Сегодняшние торги закрылись падением индекса Мосбиржи на 10,5%, РТС — на 13,2%. Среди компаний, которые продолжили торговаться после 19:00 мск, VK уходит в минус на 19,5%, строительная ГК «Пик» — на 17,8%, Сбербанк — на 17,3%, ВТБ — на 16,3%. От 10% до 15% потеряли «Роснефть», «Русал», АФК «Система», «Сургутнефтегаз», «Яндекс», Ozon, «Интер РАО», «Газпром», НОВАТЭК. Менее чем на 10% подешевели бумаги Globaltrans, «Русгидро», «Татнефти», «Норникеля», ММК, X5 Retail, НЛМК и ряда других компаний. Наибольшую «стабильность» показали «Полюс» и HeadHunter, снизившиеся на 2,35 и 2,6% соответственно.
При этом рубль, как ни странно, падает к главным иностранным валютам в пределах 2,3–2,5%. Доллар торгуется по 79 рублей, евро — по 89. Падение могло бы быть сильнее, если бы Центробанк не проводил валютную интервенцию, поддерживая российскую экономику. Суть действий регулятора в выбросе на рынок огромного количества долларов.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»