Жители планеты, спите спокойно. Пламя над крупнейшей атомной станцией Европы — как слону расщеплённый атом. Заметьте, это не 47news сказал.
Ночью 4 марта в эфир ворвались новости о Запорожской АЭС, что в украинском Энергодаре. В итоге выяснилось, что горел учебно-тренировочный центр за территорией станции. По дымящемуся следу 47news позвонил эксперту атомной отрасли, физику-ядерщику из Обнинска Александру Уварову. В первом наукограде России посоветовали взять себя в разум, а разум в руки.
— Что такое должно прилететь в АЭС, после чего можно произносить слова «катастрофа» и «катаклизм»?
— Все атомные станции при проектировании и строительстве рассчитываются на самые различные внешние воздействия: пожары, землетрясения, наводнения, падение самолёта. Все эти вещи АЭС способна выдержать.
— Падение какого самолёта способен выдержать реактор на Запорожской?
— Расчёты по падению самолёта — стандартная процедура, которая появилась давно. Дальше надо смотреть характеристики конкретной станции. С ходу по Энергодару цифры не назову, но это серийный советский проект, реакторы с индексом ВВЭР. Просто так эту АЭС из строя не вывести, не переживайте. Даже на падение астероида расчёты проводятся, так что самолёт выдержит.
— А как станцию проверяют на эти сверхудары, как при краш-тестах автомобиля?
— Конечно, никто самолёты на корпуса не роняет. Хотя ходили слухи про «заброшку» Крымской АЭС, что в последние годы существования Союза по ней решили вроде как ракетами пострелять, развлечься. Но тут не уверен. Проверка — это численное моделирование, построенное на опытах при использовании всех доступных данных об авариях и инцидентах, что были в истории. Падение астероида на атомную станцию тоже хотели рассчитать, но народ решил, что это чересчур. Падение астероида реакторное здание, конечно, не выдержит, но его не выдержит и полстраны. Там уже будет не до радиационного заражения.
— А если ещё следом Днепр из берегов выйдет?
— Расчёт возможного затопления — тоже стандартная процедура. Чтобы кругом вода, а со станцией ничего не произошло. Фукусимский вариант с обесточиванием площадки. Рассматриваются варианты прерывания связи с энергосистемой. Выставляются определённые требования. Раньше реактор должен был жить без проблем четыре часа, сейчас ставится требование — 72 часа, то есть отводится трое суток на восстановление энергоснабжения. Украинские станции после Фукусимы проходили стресс-тестирование по европейскому образцу. Все эти вещи — довольно серьёзная наука.
— Последняя информация: на Запорожской АЭС горел учебно-тренировочный комплекс, это что?
— Административное здание с полномасштабным тренажёром, на котором персонал станции учится работать в различных ситуациях. Это не просто компьютер с кнопочками, моделируется полностью щит управления, естественно, что топлива никакого нет. Роль оборудования играют компьютерные программы. А оператор отрабатывает и мышечную память. У него рука должна помнить в случае чего, где и какая кнопка, как у авиаторов.
— Эти тренировочные корпуса на территории станции строят или за периметром?
— Как правило, они находятся рядом. Например, у нас на Нововоронежской. На Запорожской врать не буду, но, скорее всего, тоже. По соображениям режима. Если такой центр расположен непосредственно на площадке, а к вам приехали стажёры тренироваться, или зарубежная делегация, или журналисты, то им надо будет получать иной уровень доступа. Его можно сорок дней ждать. Проще вынести такой центр за ограждение.
— То, что советские украинские АЭС стресс-тестировались по европейскому образцу, а не по-нашему, это хорошо или плохо?
— Подходы чуть разнятся между собой, но на самом деле все реакторные технологии, что в России, что в США, что в Европе, между собой не слишком отличаются. Всё идет от реакторов для подводных лодок. В безопасности — то же самое. Всё примерно одинаково, но на определённые вещи у них свой взгляд, у нас свой. Особенно это было видно, когда Белорусская АЭС с нашим реактором проходила стресс-тест по европейскому образцу.
— Реакция МАГАТЭ будет и какая?
— Очень простая. МАГАТЭ собирает информацию от государственных органов о всех возможных событиях, что происходят вокруг ядерных объектов. Кроме этого, в организации есть политический орган — совет управляющих, 35 стран. Он может собираться и выносить какие-то резолюции. Предсказывать его поведение я не берусь. Но в совете управляющих у США и их союзников — большинство. Однако максимум, что может сделать совет политически страшного, — это передать дело в Совет безопасности ООН, где у России и Китая право вето. Разумеется, МАГАТЭ выразит недовольство. Организации не нравится, что возле ядерного объекта стреляют. Мне это и как человеку, и как специалисту тоже не нравится.
Александр Калинин, 47news, Санкт-Петербург — Обнинск — Энергодар
Запорожская АЭС расположена в городе Энергодаре Украины и является крупнейшей в Европе. Станция находится примерно в 100 км от Киева. Украинская атомная генерация одна из крупнейших в Европе. Её составляют 15 реакторов, которые были построены в советское время. Кроме Запорожской АЭС, атомную энергетику Украины формируют Ровенская АЭС, Хмельницкая АЭС, Южно-Украинская АЭС и не нуждающаяся в представлении Чернобыльская АЭС.