Александр Кудряшов, адвокат Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака, партнер «Апелляционного центра».
Завещание, как ни крути, является самым распространенным правовым инструментом, который позволяет распределить доли в компаниях и имуществе между супругой, детьми и другими наследниками всех очередей. Но, к сожалению, наследодатели старой школы не любят этот механизм — в силу убеждений, воспитания, о смерти они просто стараются не думать. И потом это выливается в громкие или кулуарные истории вроде тех, которые прогремели в 2021 году — наследственных дел Бурлакова, Александрова и Трубникова. Владельцы очень дорогих компаний просто не смогли определить, кому, что и как переходит, поэтому их жены и дети от первого, второго и последующих браков начали спорить, кто из них внес больший вклад в развитие бизнеса и, соответственно, заслуживает большую или меньшую долю в этом бизнесе и активах. И это печально, потому что самые неприятные истории — и в большом бизнесе, и в простом быту — связаны именно с тем, что люди начинают драться за имущество.
Все, конечно, предусмотреть невозможно, однако есть несколько важных моментов, которые не стоит упускать при жизни наследодателя. Если речь идет об управлении в обществе, то лучше всего сделать корпоративный договор — не считая, конечно, завещания. Таковое конечно должно быть нотариально заверено, если это завещание об имуществе в другом государстве, то важно уточнить, как именно идет процедура наследования в этой стране.
В идеале в завещании лучше указать максимально все активы, имеющиеся у наследодателя, потому что, если остаются какие-то нераспределенные, то вокруг них также возможен конфликт.
А там, где есть конфликт, возникает и благодатная почва для наследственного рейдерства. Чаще всего этим термином наследники называют отказ со стороны бизнес-партнеров покойного наследодателя допускать детей в капитал компании — не говоря уже о допуске к управлению бизнесом. Нередко это приводит к тому, что компания перестает существовать, в лучшем случае просто претерпевает изменения. Но положительного итога такой войны как правило не бывает.
С 90-х и нулевых годов рейдерство особо не изменилось: захват бизнеса был и остается захватом, но правовых механизмов противодействия ему сегодня гораздо больше, чем раньше. Поэтому, как бы молоды, здоровы и жизнерадостны мы ни были сейчас, юридические последствия своей смерти для своих близких следует продумывать именно в настоящее время, а не откладывать на потом.
Все правовые дискуссии «Фонтанки» — здесь.