Президент России Владимир Путин и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев обсудили в прямом эфире идею воссоздания Дирекции императорских театров, куда могли бы войти Большой и Мариинский. Беседа прошла 25 марта в ходе встречи с лауреатами премий Президента для молодых деятелей культуры и за произведения для детей и юношества 2021 года.
После речи лауреата этого года арфистки Софьи Кипрской, играющей в оркестре Мариинского театра, Владимир Путин задал ей вопрос, часто ли та играет в Москве. А потом продолжил мысль.
«Конечно, главный конкурент [Мариинского. — Прим.ред.] внутри страны — это Большой театр, это понятно; но это и хорошо, что у нас есть такая возможность сравнивать наши ведущие мирового класса коллективы», — сказал Путин.
Президент продолжил речь историческим экскурсом, напомнив, что «в свое время у нас была Дирекция императорских театров», которая позволяла о самых лучших коллективах «заботиться соответствующим образом, но и развивать — если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли».
После этого глава государства обратился к Валерию Гергиеву:
«Валерий Абисалович, мы с вами уже об этом говорили и раньше: как вы относитесь к такой идее — воссоздать общую дирекцию? Я не говорю, что это какое-то решение, чтобы не было лишних разговоров, но сама по себе идея?»
Дирижер ответил, что «и Большой, и Мариинский представляют одну из самых могучих музыкальных или театрально-музыкальных традиций на Земле», поговорил об ответственности за состояние отечественного репертуара и в конце пришел к заключению, что «объединение усилий и заботы государства», которое обсуждалось еще в 1990-х, «может иметь далеко идущие и самые полноценные благоприятные возможности».
К теме возрождения Дирекции императорских театров Валерий Гергиев обращался еще летом 2013 года — но в другом виде. Тогда он направлял Владимиру Путину просьбу создать Национальный центр искусств, который стал бы «не только продолжателем исторических традиций Дирекции императорских театров, но и эффективным центром инноваций в российском искусстве». Тогда говорилось о том, что объединение должен возглавить сам дирижер, а войти в него могли Мариинский театр, Петербургская консерватория, Академия балета им. А. Я. Вагановой и Зубовский институт (Российский институт истории искусств).