Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня «Худший человек на свете»: Фильм, который мы не заслужили

«Худший человек на свете»: Фильм, который мы не заслужили

38 029

Фестивальный хит и вероятный обладатель «Оскара» — самый неуместный фильм этой весны. Во всяком случае, в российском прокате.

В кино показывают «Худшего человека на свете», изобретательную и беззаботную ленту норвежца Йоакима Триера. Лента с успехом прокатилась по фестивалям, участвовала в конкурсе Канн. Теперь даже фигурирует сразу в двух номинациях «Оскара»: не только очевидной — «лучший иностранный фильм», но и в сценарной категории (до этого зарубежная лента только однажды побеждала в ней — «Паразиты»).

Трудно удержаться от дешевого каламбура: Триер проделывает в «Худшем человеке» плюс-минус тот же трюк, что его датский однофамилец в «Нимфоманке». Препарирует биографию «обычной женщины» — правда, секс тут играет далеко не главную роль. Не все в жизни главной героини, Джули, подчинено только ему: Триер разворачивает перед зрителями пеструю панораму всех метаний, ошибок и порывистых действий, свойственных нашей современнице. Джули то увлекается хирургией, то грезит о карьере психолога, то открывает в себе талант блогера, то кидается снимать портреты и натюрморты на новенький фотоаппарат. Ее любовниками становятся то преподаватель, то немолодой популярный автор комиксов, то бездельник-бариста из кофейни за углом, увлеченный йогой и проблемами глобального потепления.

Самое подходящее определение для «Худшего человека» — «пестрый» фильм. Триер делит его на главы и каждую решает в своей стилистике. Где-то улетает в мир фантазийности (получается симпатичный и стильный клип), где-то погружается во мрак. Целую новеллу посвящает употреблению психотропных веществ. Несколько глав решает как мрачную драму о потере и боли. Одну — вовсе подает как телевизионное ток-шоу о феминизме и допустимости объективации. Ренате Рейнсве, сыгравшая в «Человеке» главную роль, — актриса достаточно азартная и драйвовая, чтобы все это разнообразие видов и форм существования на экране передать и превратить их смену в отдельный аттракцион. В общем, по форме «Худший человек» вполне соответствует лучшим стандартам европейского инди-хита вроде «Тони Эрдманна» или караксовской «Аннетт». Инфантильное, изобретательное, нарциссичное кино, в котором, однако, есть место и для актуальных вопросов и тем. Выйди «Худший человек» на полгода раньше (тогда же, когда стартовал европейский прокат ленты) — он и был бы просто хорошим, симпатичным хитом для категории 30+.

Но в марте 2022 года «Человек» кажется вещью неуместной, почти издевательством.

Все-таки важное составляющее подобного кино в том, чтобы опознавать реальность на экране, воспринимать ее как родственную своей собственной. Героиня мечется — и я мечусь. Ее беспокоит глобальное потепление — ну, а кого оно не беспокоит? И кофейни на экране, как соседние, и съемные клетушки словно сняты в квартирах приятелей. В контексте сгустившегося мрака, депрессии, опасений ядерной войны, разлитой в воздухе безысходности триеровская безделушка побуждает только махнуть рукой: «Эх, Мариванна, мне бы ваши проблемы». Узнавания нет и быть не может.

«Худший человек» кажется приветом из прежней, нормальной, здоровой жизни, в которой можно было иронизировать надо всем. В которой не было проблем серьезнее, чем бесконечный поиск себя, допустимость использования феминитивов и масочный режим. Теперь время изменилось — и менее уместного высказывания, чем история поисков тридцатилетней представительницы креативного класса, не найти.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях