Правительство Финляндии захлопнуло для россиян «форточку в Европу», отменив железнодорожное сообщение между Петербургом и Хельсинки. «Фонтанка» заскочила в последний вагон.
Пообщавшись с пассажирами «Аллегро», «Фонтанка» готова заявить, что связи России и Европы оказались куда крепче, чем погоня за устрицами и фуа-гра. Но среди тех, кто отправился в Финляндию с билетом в один конец, не нашлось готовых раз и навсегда их разорвать. Путешественники строят обходные маршруты, шутят про путь «из варяг в греки», вспоминают «путевые дворцы» для путешествия на перекладных, но верят, что все наладится. Есть и хорошие новости: рубль в буфете «Аллегро» заметно укрепился.
За час до отправления «Аллегро» зал терминала Финляндского вокзала уже полон. Проверка документов проходит мгновенно — беглый осмотр визы, сканирование европейского прививочного сертификата — и добро пожаловать на борт. «Маску снимать не надо, это вы пограничникам в поезде будете показывать», — отмахивается сотрудник. Все предельно доброжелательно, спокойно и буднично. На табло прибытия — вечерний рейс из Хельсинки. Но на самом деле он не состоится.
27 марта — финальный день для железнодорожного сообщения между Петербургом и Хельсинки: последний поезд из столицы Финляндии отбыл в 10:57, два последних рейса из Северной столицы — в 11:30 и 15:30. Еще месяц назад финская железнодорожная компания VR заявляла, что несмотря на санкции, поезда будут ходить, и совсем недавно говорила о планах увеличить частоту с двух до трех рейсов в день. Однако 24 марта министр по делам Европы и управлению собственностью Финляндии Тютти Тюппурайнен направила VR Group уведомление о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации «Аллегро». До этого поезда ходили, чтобы финские граждане смогли уехать из России, пояснила министр.
Корреспондент «Фонтанки» не увидел среди пассажиров последнего поезда иностранцев. Большинство пассажиров — россияне лет 25–40. Многие отправились в путь с большими чемоданами. Но, судя по отсутствию нервозности, а также детей и домашних животных можно предположить, что цель поездки — отнюдь не экстренная релокация или эвакуация пресловутой пятой колонны.
Путешественники охотно делятся своими историями. Они рассказывают, что едут навестить друзей в Финляндии или других странах Европы. Кто-то отправился в долгожданный отпуск, как только это стало возможным из-за коронавирусных послаблений. Другие только едут за европейским прививочным сертификатом, надеясь потом путешествовать без ограничений. Многие пассажиры не из Петербурга и признаются, что воспользовались «Аллегро» в первый раз как единственной доступной «форточкой» в Европу.
После начала спецоперации на Украине страны Европы закрыли небо для российских самолетов, а Россия в ответ закрыла свое. Сухопутные границы непроницаемы для обычного туриста еще с начала пандемии. Уехать на автобусе или машине в Финляндию или Эстонию можно только по специальным основаниям: на работу, учебу, при наличии ВНЖ и недвижимости, а также с медицинскими целями. «Аллегро» же позволял попасть в Европу по обычной туристической визе при наличии европейского прививочного сертификата или, в случае транзита, с ПЦР.
«Я еду в Австрию — там муж учится, а я живу в России, у меня нет ВНЖ», — рассказывает москвичка Татьяна. По ее словам, ездить за рубеж в последнее время удавалось не очень часто, так как все было закрыто из-за ковида. «Я сделала прививку только недавно в Сербии, и пока никуда не удалось съездить», — говорит она. По словам девушки, она до этого не путешествовала на «Аллегро», но планировала им пользоваться. «Другого варианта пока нет, наверное, буду через Сербию и Турцию», — рассуждает она.
Андрей путешествует с подругой из Москвы в Загреб транзитом через Финляндию. «Еду ставить вторую дозу «Пфайзер», планировали еще до начала спецоперации, но российская авиакомпания отменила рейс. Искали бюджетные пути, чтобы добраться, самым доступным способом оказалась Финляндия», — говорит он. Билеты Андрей покупал за несколько недель и лишь накануне узнал, что обратный рейс не состоится. «Мы в замешательстве и не знаем, как мы дальше будем добираться», — комментирует он. Молодой человек решил не отказываться от поездки, но вот планы для дальнейших путешествий теперь под угрозой.
«После прививки мы хотели поехать в Финляндию уже как туристы, а через Финляндию можно было выезжать в другие страны при наличии визы», — делится планами Андрей и тут же переходит от личного к общему. «Я считаю, что это очень негативно скажется на нас как на российских гражданах. Путешествие одно, а когда бизнес-связи — это другое. Компании будут тратить больше денег на «Турецкие авиалинии», чтобы поддерживать бизнес-связи с Европой, это большие затраты, а значит, больше стоимость товара», — рассуждает он.
Алена едет в Испанию на неделю к друзьям. В «Аллегро» не в первый раз. «Очень плохо, что отменяется, печально. Пока не знаю, как возвращаться, пешком пойдем», — иронизирует она. Но ситуация расстраивает девушку. «Не представляю, как путешествовать. При чем здесь простые люди? Это, конечно, все очень плохо», — делится она.
Юлия с компанией летит в Стокгольм. До этого пользовалась самолетами, но после прекращения авиасообщения «Аллегро» оказался более удобным и доступным вариантом. Как будет возвращаться, пока не решила — автобусом или через Стамбул и другие хабы.
— Но там же совсем другие цены на билеты! (например, перелет из Петербурга в Анталью 1 апреля обойдется от 467 евро в один конец. — Прим. ред.).
— Как есть, — вздыхает девушка.
Сергей едет в Финляндию навестить родителей. В «Аллегро» второй раз в жизни, до этого всегда путешествовал на машине. Но отказываться от визитов не намерен. «Есть сложности, но решаемые», — отмечает он.
За полчаса до отправления подают поезд. Пока пассажиры раскладывают багаж и ищут свои места, отправляюсь в вагон-ресторан. Пассажиров еще не обслуживают, но зато можно посмотреть, какой нынче курс. Оказывается, что последние две недели российская валюта укрепилась не только у ЦБ, но и в буфете «Аллегро». Сейчас курс был 170 рублей за 1 евро, тогда как с 9 по 15 марта евро стоил 203,83 рубля.
«Грустно просто до слез», — говорит одна работница другой, вероятно, имея в виду отмену сообщения, лишь недавно восстановленного после пандемийного простоя. Но попытку девушки рассказать об эмоциях журналисту пресекает начальство: «Давать комментарии прессе не положено, пройдите к своему месту».
Вторая категория путешественников — россияне, которые работают или учатся за границей. Евгений живет в Берлине, в Россию ездит раз в год — повидать родителей. «Не ожидал всего этого развития событий и использую последний поезд как удобный способ вернуться назад», — рассказывает он. Евгений надеется, что к его следующему приезду все наладится, и вновь появятся удобные виды транспорта. «Или тогда придется через другие границы, всякие Турции. Говорят, что можно купить тур, заодно отдохнешь и дешевле выйдет, но я не проверял», — рассуждает молодой человек.
Елена возвращается через Хельсинки в Париж, где живет постоянно. Через Петербург она летала в Москву, чтобы встретиться со своим партнером по спортивным бальным танцам.
— «Аллегро» — единственная возможность попасть из России в Европу, очень жаль, что отменили. Для многих теперь единственная возможность связаться со своими семьями, друзьями, — говорит она.
Девушка тут же находит историческую аналогию. «Как будто мы вернулись в старинное время, также на перекладных добираемся», — смеется она. В петровское время для таких поездок использовали инфраструктуру путевых дворцов, где останавливались, спали и ужинали, добавляет Елена. Впрочем, несмотря на все ограничения, путешествия не прекратятся, уверена она. «Символически Питер как был окном в Европу, так и остался, или если совсем с давних времен — был путь из варяг в греки», — добавляет она.
«А вы уже ездили на этом поезде? Как пересаживаться в аэропорт?» — прерывает рассуждение Юлия. Она едет в Испанию, где живет и работает. Но в Россию ей нужно возвращаться каждые две недели. «Семейная ситуация, что мама старенькая, болеет. Надеюсь, границу российско-финляндскую не перекроют и автобусы будут ходить, это единственная моя надежда», — объясняет она.
Среди пассажиров «Аллегро» встречаются и совсем молодые лица. Студент Алексей едет в Финляндию учиться по обмену по специальности «бизнес-информатика». Будущий ИТ-управленец рассказывает, что теперь, вероятно, не будет возвращаться из Финляндии до конца учебы.
— Планируете ли потом остаться в Финляндии?
— Мне нужно будет доучиться как минимум в России еще год, а потом, может быть, да, — осторожно отвечает молодой человек.
Корреспондент «Фонтанки» вышел из вагона за минуту до отправления поезда. «Аллегро» отправился в свой последний рейс.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
«Аллегро» — это бренд совместной услуги двух национальных перевозчиков, российского ОАО «РЖД» и финского VR. Ежедневные поезда между Петербургом и Хельсинки начали ходить в декабре 2010 года. В 2020 году сообщение было прервано из-за пандемии коронавируса. Оно возобновилось лишь в декабре 2021 года с частотой два рейса в день. После прерывания авиасообщения между Россией и странами ЕС из-за спецоперации на Украине спрос на поезд заметно вырос. С конца февраля на борту «Аллегро» границу ежедневно пересекали от 500 до 900 человек, причем 70 % ехали именно в Финляндию. В начале марта были анонсированы планы увеличить частоту до трёх поездов в день. Однако 24 марта финские власти решили, что дальнейшее использование состава нецелесообразно.