Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня «Оскар»: праздник с мордобоем. Чем запомнилась церемония главной кинонаграды?

«Оскар»: праздник с мордобоем. Чем запомнилась церемония главной кинонаграды?

30 251

В Лос-Анджелесе вручили «Оскар» — и отметили конец ковида и начало дивного нового мира.

Вечером в воскресенье (по Москве — глубокой ночью на понедельник) в Лос-Анджелесе состоялась церемония вручения премии американской киноакадемии. 94-я по счету и первая за несколько лет, прошедшая в обычном формате. То есть в театре «Долби», в конце марта, со зрителями, приглашенными гостями, благодарственными речами.

Были и отдельные ударные номера: например, вручавшие приз за лучшую мужскую роль Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон извлекали имя победителя не из конверта, а из дипломата со светящимся содержимым (кто не понял — это отсылка к «Криминальному чтиву»). Наконец, отмечали юбилеи и вспоминали хиты прошлых лет: на сцену поднимались и создатели «Крестного отца», которому нынче стукнуло полвека (церемонию посетило трио Коппола — Пачино — Де Ниро), и суперзвезда вышедшего в том же году «Кабаре» Лайза Миннелли (она вручила вместе с Леди Гагой приз за лучший фильм). Благодаря этому нынешняя церемония выглядела как празднование конца долгого карантина — и атмосфера царила соответствующая.

Правда, оценить ее могли далеко не все. Официальным телевизионным партнером премии выступил канал ABC, он транслировал церемонию через стриминговые сервисы. В России ее должен был показывать сервис Okko, но по понятным причинам этого права лишился: да и не время сейчас, среди ужаса, смерти и страданий, для светских раутов.

Тем, кто всё же окольными путями трансляцию смог посмотреть, открылся действительно праздничный мир торжества над заразой и соломоновых решений. Состав номинантов в этом году действительно был такой, что предсказывать результаты и победы было как-то совсем бессмысленно. У всех были свои права на заветные статуэтки. Соответственно, и распределились «Оскары» вполне справедливо, «каждой твари по паре».

На общем фоне выделились только две ленты. «CODA: Ребёнок глухих родителей» одним махом заполучил и звание лучшего фильма, и статуэтку за лучшую роль второго плана (Трой Коцур), и приз за адаптированный сценарий («Ребёнок» — это ремейк французской ленты). В некотором смысле это можно считать прорывом: если учесть, что в списке номинантов «Кода» числилась как темная лошадка: снята дебютанткой в большом кино Шан Хейдер (прежде она работала на телевидении над «Оранжевым — хитом сезона», например), премьера состоялась на инди-фестивале «Санденс». По всем вводным, это милое независимое кино, и такие результаты для него — это нечто вполне себе экстраординарное.

Второй рекордсмен — «Дюна» Дени Вильнева, мегаломанская первая часть фантастической саги, которой достались все основные «технические» премии. За лучшую музыку, лучший монтаж, лучшую операторскую работу, лучшую работу художника, лучший звук и лучшие визуальные эффекты.

В режиссуре всё прошло как по маслу: лучшей в этой номинации признали Джейн Кэмпион, создательницу «Власти пса», одного из самых ярких и мрачных хитов сезона. Она обошла в этой категории Кеннета Брану, японца Рюсукэ Хамагути, титана Пола Томаса Андерсона и Стивена Спилберга. Для Кэмпион это уже вторая статуэтка: первую она получила без малого тридцать лет назад за свой суперхит «Пианино», как сценарист. Теперь же только подчеркнула репутацию выдающегося мастера стиля и атмосферы.

Приз за лучший сценарий получил Кеннет Брана — тоже пример справедливого решения. Тем более что для опытнейшего актера и режиссера это вообще драматургический дебют, прежде он только аккуратно переносил на экраны чужие тексты, от Шекспира до Агаты Кристи. И сразу выяснилось, что талантом рассказчика он обладает едва ли не в большей степени, чем дарованием театрального премьера. Во всяком случае, «Белфаст» — вещь трогательная, масштабная, неожиданная, свежая и очень страшная.

В актерских номинациях восторжествовала справедливость: статуэтки получили мастера экрана, которые их уже очень давно заслужили. Уиллу Смиту она досталась с третьей попытки — и очень удачной. Его наградили за главную роль в «Короле Ричарде», трогательной и страшно эмоциональной ленте об отце великих теннисисток — сестёр Уильямс, человеке вспыльчивом, любящем и готовым на всё ради любимых дочек. Естественно, статуэтку Смит получал в соответствующем стиле: не просто со слезами на глазах и речью высоких риторических достоинств (говорил и про силу любви, и про привязанность к близким, и про борьбу за права угнетенных). Актер еще и умудрился устроить редкий скандал: натурально, с мордобоем.

Комик Крис Рок имел неосторожность пошутить по поводу жены Смита, Джады. Шутка была и правда максимально глупая и бестактная: Джада Пинкетт-Смит лишилась волос из-за проблем со здоровьем (о чем, кстати, много рассказывала в интервью и, очевидно, переживала по этому поводу), а Рок решил, что это классный повод предположить, что актриса снимается в сиквеле «Солдата Джейн». Уилл вышел на сцену и технично двинул Року по физиономии. Общую атмосферу это, надо сказать, вообще никак не изменило, разве что повисла тишина на пару минут, до следующей шутки Рока («Это, кажется, величайшая ночь в истории телевидения»).

Лучшей актрисой признали Джессику Честейн, тоже давно заслужившую свой приз и тоже сыгравшую роль исключительно яркую — телевизионной проповедницы Тэмми Фэй Беккер в «Глазами Тэмми Фэй».

Очевидно, что на этом светском, живом, эмоциональном фоне «интуристы» смотрелись несколько чужими. Хотя в предыдущие годы зарубежные ленты стали играть в оскаровских списках значительную роль — побеждали тут и «Рома» мексиканца Альфонсо Куарона, и корейские «Паразиты» — в этом году их задвинули на второй план. Без больших призов остались оба иностранных номинанта. «Сядь за руль моей машины» японца Рюсукэ Хамагути, претендовавший на звание и лучшего фильма, и лучшего сценария, получил лишь статуэтку как иностранный фильм. «Худшего человека на свете» норвежца Йоакима Триера вовсе «прокатили» — хотя он и считался одним из наиболее вероятных победителей в категории «Лучший оригинальный сценарий».

Остался без призов и наш соотечественник Антон Дьяков, чей «Боксбалет» претендовал на звание лучшей короткометражной анимационной ленты.

Немудрено: нынешний «Оскар» на постковидной волне получился таким истерично-задорным, таким шумным и ярким, что на этом празднике жизни трудно не чувствовать себя чужаком. Особенно если рядом гибнут люди.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях