Стоимость продуктов питания, взлетевшая после мартовского обвала рубля, пока не думает снижаться, несмотря на стабилизацию рубля и заявления чиновников о продовольственном суверенитете.
Поставщики импортных товаров начали корректировать цены и возвращать акции, хотя отката до февральских показателей пока не произошло, говорят ретейлеры. А вот отечественные производители продолжают присылать сетям уведомления о подорожании. Не хотите дефицита — принимайте как есть, говорят они. «Фонтанка» разобралась в санкционной арифметике.
За март темпы инфляции в Петербурге ускорились в два раза — до 17,15% после 9,62% в феврале, следует из отчета Центробанка, опубликованного 15 апреля. Такую динамику регулятор объяснил «повышенными инфляционными ожиданиями населения», а также «удорожанием импортных поставок из-за ослабления рубля и нарушения логистических цепочек».
Правда, к середине апреля курс российской валюты практически стабилизировался. 15 апреля доллар стоит 81,29 рубля, по версии ЦБ. Для сравнения: 23 февраля — 80,42 рубля, на пике 11 марта — 120,4 рубля.
Данных об инфляции по Петербургу за апрель пока нет, но в целом по стране, по версии Росстата, ее темпы начали замедляться. За неделю со 2 по 8 апреля цены выросли на 0,66% после 0,99% неделей ранее. Подешевели всего три продукта — помидоры, огурцы и бананы (на 5,3%, 5% и 4,8% соответственно). Стоимость прочих товаров продолжила расти, хотя и не так стремительно, как раньше. Лук, например, прибавил в цене на 6,34%, тогда как неделей ранее — на 14,22%, капуста — на 2,4% с 13,2%. Также замедлилось подорожание свинины и курицы, сахара, муки. Молоко и ржаной хлеб, напротив, дорожали быстрее.
Опрошенные «Фонтанкой» ретейлеры признают, что снижения цен на полке, несмотря на стабилизацию курса рубля, ждать не приходится. «Мы не получали от поставщиков уведомлений о снижении цен», — рассказали в «Ленте». Акционную активность контрагенты сети пока тоже не возобновляют. При этом в пресс-службе сообщили, что приняли большую часть мартовских корректировок. «В основном повышения обоснованные», — комментирует представитель компании.
«Очень большая турбулентность, предложения по цене меняются ежедневно. Говорить о какой-то стабилизации не приходится», — отмечает совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. По его словам, цены начинают снижать те поставщики, у кого продажи встали и по новым ценам товар уже не продается. Но условия могут отличаться для разных сетей в 2–3 раза. «Например, один и тот же кофе может стоить 200 рублей по акции из старых запасов, а может 450, если куплено по новым ценам», — комментирует он.
Такая же ситуация у сетей общественного питания. «К сожалению, не можем говорить о тенденции на снижение цен. Есть корректировки, но они незначительны. Например [поставщики], подняли на 500 рублей, а снизили на 20 рублей», — говорит совладелец «Теремка» Виталий Свидовский. Среди продуктов, стоимость которых пошла вниз, он называет мясо. Однако у любой отечественной продукции есть импортная составляющая — корма, упаковка, добавки. «Сами поставщики говорят, что проблема не в курсе, а логистических цепочках [поднимая цены], они закладывают риски», — рассуждает предприниматель.
Но есть и те, кто снижает цены. В частности, алкогольный дистрибьютор «Ладога» за последние недели дважды отчитался об удешевлении своей продукции: с 30 марта на 17–19%, с 11 апреля — еще на 10%. Этому способствовало укрепление рубля, а с некоторыми поставщиками удалось договориться о переходе на прямую конвертацию валют их государств в рубли, отказавшись от евро и доллара, сообщает «Ладога».
По словам ретейлеров, именно поставщики импортных товаров активнее всех корректирует стоимость и возобновляют акции, хотя к февральским значениям цены не вернулись. «В марте цены, с учетом отмены акций, взлетели на 80–100%, сейчас откатились максимум на 20%», — комментирует руководитель одной из региональных сетей. Более значительного снижения нет, поскольку пока дистрибьюторы не понимают, что и в каком количестве смогут привезти — сейчас они «подъедают остатки».
Аналогичная ситуация по чаю и кофе. К примеру, оптовые цены на чай «Ахмат» снизились три раза за неделю, но стоимость пока на 10–15% выше, чем до 24 февраля, рассказал один из дистрибьюторов этой продукции. По кофе в марте цены выросли на 80–100%, но теперь, когда курс откатился назад, некоторые производители дают скидки в 40%. Зато Nestle, который до этого сдерживал цены, с 1 апреля решил все же их проиндексировать, говорит собеседник издания. Paulig и Lavazza, которые заявили об уходе с российского рынка, в марте в два раза подняли цены, но пока их не снижают.
Кондитеры, которые подняли цены на 25%, теперь начинают давать акции на 10–15%. «Больше снижать не могут — цена на сахар является определяющей», — говорит топ-менеджер одной из розничных компаний. Курица и свинина дешевеют вторую неделю и почти вернулись к февральским значениям, но причины такого снижения собеседник «Фонтанки» назвать затруднился.
Овощи, действительно, дешевеют. Оптовые цены на капусту уже упали в два раза — со 120 до 60 рублей. Но здесь сыграли роль естественные причины. «Сезон начался, пошли поставки», — отмечает руководитель одной из региональных сетей.
Зато новые заявки на повышение цен поступают от местных производителей, говорят ретейлеры. «Потому что очень высокая импортозависимость, а логистика сломалась», — комментирует представитель одной из федеральных сетей. В частности, о новом повышении цен с 29 апреля уведомил контрагентов «Пискаревский молочный завод». Подорожание коснется всей линейки и составит от 7 до 15%. Производитель объясняет индексацию ростом цен на сырое молоко, тару и упаковку, а также курсом валют и санкциями. Ранее «Фонтанка» сообщала о том, что компания столкнулась с дефицитом упаковки из-за того, что поставщик с норвежскими корнями временно приостановил ее выпуск в РФ.
Производители не отрицают, что продолжают повышать цены, но подчеркивают, что ответственность за разгон инфляции несет и ретейл. «Себестоимость резко возросла в конце февраля. Производители продуктов столкнулись с ростом цен на сырье, упаковку, логистику и т. п. ввиду резкого роста курса валют, дополнительное давление оказал переход на предоплатную систему расчётов с поставщиками и рост банковских кредитных ставок», — прокомментировал Дмитрий Леонов, зампред правления ассоциации Руспродсоюз.
Но, по его словам, новые цены производителей по многим категориям сети до сих пор не приняли в полном объёме, а стоимость товаров на полке увеличили. «В этой ситуации многие производители продуктов находятся в критическом минусе, следующий этап — серия банкротств», — заявил он.
Повышение цен — единственный способ не допустить дефицита, считает зампред Руспродсоюза. «Если этого не случится, в связи со сжатием оборотного капитала поставщиков мы можем столкнуться с пустыми полками и перебоями с поставками, в том числе социально значимых товаров», — говорит Дмитрий Леонов.
Помимо изменения цен производители пытаются добиться от сетей сокращения отсрочки платежей — это позволит высвободить оборотные средства на покупку сырья и оплату логистики. В распоряжении «Фонтанки» есть письмо от пивного производителя Heineken, который просит ретейлеров уменьшить отсрочку до 20 дней (допустимый законом срок — 40 дней). По словам ретейлеров, о подобном послаблении просят и другие контрагенты. «Сейчас шквал таких запросов от ассоциаций поставщиков», — прокомментировали в одной из федеральных сетей. Но чаще всего ретейлеры отвечают отказом. «Мы платим в соответствии с действующим законодательством. В текущей ситуации — недостаток оборотных средств испытывают не только производители — отсрочка платежа для нас не вариант», — говорит собеседник издания.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»