Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Темная история «Императрицы Марии». Как погиб флагман Черноморского флота

Темная история «Императрицы Марии». Как погиб флагман Черноморского флота

25 496

Пока весь мир гадает, что случилось с погибшим крейсером «Москва», «Фонтанка» решила вспомнить, как гибель флагмана Черноморского флота списали на халатную небрежность.

В 1948 году вышла приключенческая повесть Анатолия Рыбакова «Кортик», ставшая одной из самых любимых книг для нескольких поколений советских детей. Сюжет повести строится вокруг реликвии, ради завладения которой флотский офицер, а впоследствии главарь банды Никитский убил сослуживца и устроил взрыв на линкоре «Императрица Мария». Примечательно, что эта — сугубо литературная — версия не хуже иных прочих. Поскольку загадка гибели «Марии» не разгадана до сих пор.

Недолго музыка турецкая играла


В начале ХХ века ведущие мировые морские державы принялись активно строить уникальной мощности бронированные корабли, оснащенные самым современным вооружением. Даже не располагавшая должными судостроительными площадками Турция, и та заказала европейским корабелам несколько линкоров типа «дредноут». Памятуя о печальных итогах недавней русско-японской кампании, включилась в гонку военно-морских вооружений и Россия: в 1911 году на Николаевской верфи был заложен первый корабль новой серии (проект «Император») — «Императрица Мария».

Похоже, понятие «штурмовщина» имеет дореволюционные корни, т. к. новый корабль с помпой был спущен со стапелей уже в октябре 1913-го. Но еще почти два года ушло на то, чтобы осуществить монтаж и доводку механизмов линкора. Так что боевую службу «Мария» начала лишь летом 1915-го.

Вовсю шла Первая мировая. В Черном море хозяйничали немецкие крейсера «Гёбен» и «Бреслау» — фиктивно приобретенные Турцией и получившие названия «Явуз Султан Селим» и «Мидилли», но полностью укомплектованные германскими экипажами. Явление «Императрицы Марии» и вскоре присоединившегося к ней аналогичного класса линкора «Императрица Екатерина Великая» кардинально изменило расклад сил в регионе, возродив мощь российского флота: «Мария» нанесла ощутимый урон «Бреслау» в районе Новороссийска, а чуть позже «Екатерина» так раздолбала «Гёбен», что тот еле-еле сумел доползти до Босфора.

13 месяцев 13 дней


6 октября «Императрица Мария» вернулась из очередного боевого похода и встала на профилактику на Севастопольском рейде. Первая и, увы, последняя ночь «отдыхающего» линкора прошла спокойно. В половине пятого утра от борта отошел баркас, направившийся в город за продуктами. В шесть прозвенел сигнал побудки, и матросы приступили к повседневной рутине. А двадцать минут спустя в районе носовой башни раздался взрыв.

Поначалу паники не наблюдалось. Корабль был оборудован передовыми средствами пожаротушения, и вымуштрованный на критических ситуациях экипаж приступил к ликвидации очага возгорания.

Но затем последовал новый взрыв. За ним — еще. И еще...

Взрывами снесло боевую рубку, вырвало большую часть палубы, корпус получил пробоину. Вышли из строя пожарные насосы, и вырубилось электричество. В этих условиях даже самый бывалый и стойкий уже имел все основания запаниковать. И всё же еще оставалась небольшая надежда спасти линкор. Но новый взрыв, много мощнее предыдущих, довершил дело — корабль накренился набок и опрокинулся. Высыпавшие на набережную жители и военнослужащие гарнизона с ужасом наблюдали, как на их глазах, под вопли и стоны горящих заживо людей, уходит на дно красавица «Мария».

Ближе к вечеру стали ясны масштабы катастрофы: 228 моряков погибло, 85 получили тяжелейшие увечья. Тут-то поневоле и уверуешь в «нехорошую» мистику чисел — линкор «Императрица Мария» прослужил ровно 13 месяцев и 13 дней.

Следствие закончено, забудьте?


Гибель «Марии» потрясла всю Россию. Императорским повелением была созвана комиссия морского министерства по расследованию причин катастрофы. В её состав вошли в том числе командующий Черноморским флотом адмирал Александр Колчак и академик-судостроитель Алексей Крылов.

Рассматривались три версии гибели линкора: небрежность (халатность) в обращении с боезапасами, самовозгорание и злой умысел (диверсия). В пользу последней указывали свидетельские показания, согласно которым в ночь перед взрывом на «Марии» видели двух державшихся особняком работяг. Кто были эти двое, какими работами они занимались — непонятно. Тем более что, по заверениям старшин гражданских рабочих команд, накануне вечером все мастеровые сошли на берег. Тень подозрения пала и на заступившего в дежурство по главной башне комендора Воронова, в зоне ответственности которого был артиллерийский погреб. Куда незадолго до первого взрыва он якобы спускался. С тех пор никто на борту Воронова не видел, а тела комендора среди останков экипажа не нашли. Впрочем, прямых улик против него не было.

29 октября комиссия закончила работу, официально заключив: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным. Приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся во время обстоятельства». Темная, короче, история. Для коей сыскалось универсальное, ментально-национальное объяснение — халатность. Кстати, схожей версии в «Кортике» придерживается и матрос Полевой. На вопрос пионера Миши: «Кто же взорвал?» — матрос ответил: «Разбирались в этом деле много, да всё без толку, а тут революция. С царских адмиралов нужно спросить».

Полевой явно бросает камешек в огород Колчака. Хотя адмирал оказался на месте трагедии через 15 минут после первого взрыва и лично руководил операцией по спасению экипажа. Остались свидетельства, что в дальнейшем в одном из приватных разговоров Колчак признался, что как командующему ему выгодна версия халатности, но как офицер и честный человек — он считает случившееся диверсией. Ну да, справедливости ради следует отметить, что после ареста Колчака в январе 1920 года в своих показаниях Чрезвычайной следственной комиссии «офицер и честный человек» открестился от былых откровений в части злого умысла в деле о гибели «Императрицы Марии».

С тех пор эта «темная история» обросла преизрядным количеством версий, домыслов, «сенсаций» и мистификаций. На любой вкус и на любое cui prodest (кому выгодно).

«Новороссийск»


Спустя 39 лет после гибели «Императрицы Марии», 29 октября 1955 года, на том же самом рейде при загадочных обстоятельствах в результате взрыва затонул линкор «Новороссийск» (бывший линейный корабль «Джулио Чезаре», доставшийся СССР в качестве трофея после раздела итальянского флота союзниками по антигитлеровской коалиции). В катастрофе погибло 829 человек. Вплоть до 1989 года подрыв «Новороссийска» был засекречен, а окончательного понимания случившегося пока нет. Основных версий взрыва также три: немецкая донная мина времен войны; «закладка», сделанная в момент передачи итальянцами линкора СССР; действия итальянских диверсантов-реваншистов.

Орудия еще послужили


Летом 1918 года инженер Севастопольского порта Георгий Сиденснер на практике реализовал новаторский проект академика Крылова по подъему корпуса линкора со дна бухты. В 1927 году останки корабля разрезали на металлолом, а его многотонные башни и орудия установили на черноморской береговой батарее. В первый, самый тяжелый год Великой Отечественной войны эти орудия принимали участие в обороне Севастополя. Словно бы мстя немцам за свой бесславно погибший корабль.

Игорь Шушарин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях