Невиданно строгие санкции практически закрыли небо Европы для бизнес-джетов из России. Один из самых тихих в мире рынков молча переживает 70 % спад. Содержать дорогие самолёты смысла больше нет. Тем более спрос на них есть.
Один из первых пакетов санкций ударил по авиаперевозкам из России сильнее, чем по чему бы то ни было. Уже с 28 февраля европейские власти ввели полный запрет на посадку и даже транзит через воздушное пространство российских самолётов.
Если с регулярными рейсами крупных авиакомпаний всё стало понятно сразу — в санкциях прямо прописывались russian air carriers, то с частной авиацией возникла юридическая коллизия. Ведь практически ни один бизнес-джет не зарегистрирован в России, и принадлежат они, как правило, зарегистрированным в офшорах компаниям. Однако общий решительный настрой чиновников ЕС довольно скоро ситуацию прояснил. Дело в том, что в санкционном тексте указывался запрет на полеты в Европу также «зафрахтованных российскими лицами» самолётов. А де-юре пассажиры бизнес-джетов в глазах авиационных властей как раз и являются фрахтователями. А значит — стоп-машина.
Как рассказывают участники рынка, на сегодняшний день, за исключением каких-то редчайших случаев, ни один российский гражданин не может прилететь на частном самолёте в европейский аэропорт. Рассказывают, что законопачены буквально все лазейки. К примеру, если у пассажира есть паспорт другой страны — даже страны, куда он следует, — по линии Интерпола проверяется наличие других его гражданств, и если есть гражданство РФ, посадка самолёту запрещается, а перевозчику выписываются серьезные штрафы.
Не сработает и если перевозчиком и владельцем самолёта будет выступать «настоящий» иностранец. К примеру, в начале апреля в Канаде местные власти запретили вылет в Женеву частного самолёта с пассажиром — экс-топ-менеджером ЮКОСа Василием Шахновским. Его лично оштрафовали за попытку такого полета на 3 тысячи долларов, владельца самолёта — на 15 тысяч. Сам бизнес-джет был временно арестован.
Если россиянин всё же долетает до Европы, уже в аэропорту его ждет посещение полиции, опять же штраф и обязательство за свой же счет улететь тем же самолётом обратно. В начале действия санкций такие случаи в Европе были неоднократно, сейчас, рассказывают перевозчики, попыток «прорваться» уже почти не предпринимается. Управляющий партнер компании JetFinder Фикрат Рафиков вспоминает недавнюю историю, когда в Лондон пытался на бизнес-джете прилететь подданный Ее Величества, даже родившийся в Англии. Однако проверяющих насторожила его русская фамилия. Они выяснили, что у него в России много родственников, и в итоге запретили его полет.
«Всё это происходит под флагом борьбы с русскими олигархами, — объясняет Фикрат Рафиков. — В представлении европейских властей все, кто в России летает на частных самолётах, — олигархи». Сам он сейчас находится в ОАЭ и свидетельствует: многие бизнес-джеты россиян сейчас стоят на приколе в аэропорту Дубая — им просто некуда летать.
Согласно данным профильного агентства WingX, в первой половине апреля активность полетов бизнес-джетов в России обрушилась на 70 %: всего было совершено лишь 504 вылета, 383 из которых пришлись на внутренние перелеты. Из всё еще доступных для полетов стран — Турция (28 рейсов), ОАЭ (25), а также Казахстан (12), Армения и Азербайджан (по 11). В списке именно европейских направлений — только Сербия (5) и Польша (2).
Еще месяц назад в этом списке можно было увидеть единичные полеты в Финляндию, Германию, Италию, на Кипр. Однако сейчас нет даже этого.
Статистика в целом удручающая. Даже внутренние перелеты упали в апреле почти на 40 %. А полеты в пока разрешенные мировые авиахабы в Стамбуле и Дубае — это жалкие 55 % и 28 % от числа рейсов год назад. Даже в Казахстан обеспеченные авиапассажиры стали летать вдвое реже.
При этом принцип «богатые богатеют» четко исполняется даже в такой мрачной ситуации. Дело в том, что выход из коронавирусных ограничений в 2021 году ознаменовался по всему миру колоссальным ростом интереса клиентов к теме частных полетов, и как следствие, ажиотажному спросу на самолёты как со стороны индивидуальных владельцев, так и у специализированных авиакомпаний. Российский флот всего за год пополнился примерно 40 новыми джетами — вчетверо больше, чем годом ранее.
При этом производители самолётов не успевали исполнять заказы, сроки растянулись на годы, так что и вторичный рынок оказался изрядно «подчищен». Forbes со ссылкой на исследование компании Colibri Aircraft в январе указывал, что число выставленных на продажу подержанных бизнес-джетов сократилось на треть по сравнению с предыдущим годом, а цены на них подскочили на 20–30 %. Так что у российских владельцев сейчас не просто не будет проблем с распродажей простаивающей техники. Ее у них оторвут с руками, и они даже выйдут в плюс относительно цены недавних покупок.
«Ценник сейчас в 2 раза выше, чем год назад! Самолётов нет…. Все мечтают за любую цену купить. Я свои самолёты могу продать в любой момент за цену в 2 раза выше начальной», — рассказывает Виталий Архангельский, выходец из Петербурга, а сейчас владелец компании Jet.Paris — AVIAV TM (Cofrance SARL) в Ницце.
При этом, по его словам, у российского флота есть лишь одна сложность, которая может затруднить распродажу. «Проблема в том, что у них огромные самолёты, а не хватает маленьких и средних. В Европе требуется более демократичное», — объясняет Виталий Архангельский.
Фикрат Рафиков подтверждает — спрос на авиатехнику во всём мире сейчас большой, и русским владельцам — по крайней мере, заранее озаботившимся тем, чтобы не светить национальную принадлежность своих самолётов, — удастся выгодно их продать.
Еще одна особенность рынка — космополитичность. Никто из покупателей не знает, кто реальный собственник самолёта. Их продают иностранные юрлица, через брокеров и адвокатов. Отчасти это несколько повышает сейчас ликвидность российской техники, несмотря на колоссальные ограничения на крупные продажи и покупки для обладателей русских паспортов. Однако не стоит сбрасывать со счетов дотошность экономических полицейских органов Европы. В теории раскопать, кто истинный владелец самолёта, хоть и трудно, но можно. Не желая им оказывать лишнюю помощь, российские судовладельцы сейчас тщательно скрывают намерение продать свою технику, так что нигде в открытых заявках ни одного русского имени или названия вы не увидите.
«Фонтанке» удалось ознакомиться с перечнем выставленных на продажу самолётов крупного отечественного чартерного перевозчика. В нем есть Hawkers — 750 и 850, Embraer Legacy 600, Bombardier Challenger 850 и Global Express 6000. За исключением Hawkers (их цена на вторичном рынке колеблется от 2 до 4 млн долл.), длина салона которого не превышает 6,5 метра, остальные относятся уже к крупным джетам с длиной салона 12–14 метров. Порядок цен на вторичном рынке на Legacy 600 — около 8 млн долл., Challenger 850 — до 15 млн долл., а Global Express 6000 — уже под 25 млн.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»