Главный дипломат России Сергей Лавров невзначай и со скандалом оживил потухушую околонаучную дискуссию о еврейских корнях в происхождении Гитлера. Сам признал, что может ошибиться — но примерно понятно, что министр читал.
Знаковую реплику глава МИД произнес в интервью итальянской Mediaset в ответ на тезис о том, что сложно представить нацификацию страны, где сам президент является евреем (имеется в виду Украина и Владимир Зеленский). «Могу ошибиться, но у Гитлера тоже была еврейская кровь. Это абсолютно ничего не значит. Мудрый еврейский народ говорит, что самые ярые антисемиты, как правило, евреи. «В семье не без урода», как у нас говорят», — заявил министр.
Реакция не заставила себя ждать: израильский коллега Лаврова Яир Лапид назвал эти слова исторической ошибкой, а обвинения евреев в антисемитизме — «самым низменным уровнем расизма». Посла России в Израиле вызвали для получения объяснений. Глава «Яд ва-Шем» Дани Даян охарактеризовал заявление Лаврова как опасное и заслуживающее всякого осуждения.
Сам по себе кейс с происхождением Гитлера много раз обсуждался — новизна момента в том, что теперь его решил обсудить министр иностранных дел Сергей Лавров. Дело в том, что когда в 1837 году на свет появился отец Адольфа Гитлера Алоис Шикльгрубер, в местной книге записи рождений графа с указанием имени его собственного отца осталась незаполненной. По сути, он был незаконнорожденным и получил фамилию своей матери — служанки Марии Анны Шикльгрубер. Иоганн Георг Гидлер, за которого она вышла замуж через несколько лет, был лишь отчимом, воспитывал мальчика и вовсе брат Гидлера — Иоганн Непомук Гюттлер. Когда он спустя много лет решил официально усыновить уже взрослого приемного сына, то, как говорится в известной монографии Иоахима Феста, явился с сопровождающими в дом местного пастора, после чего тот задним числом внес изменения в книгу актов гражданского состояния: теперь выходило, что Иоганн Георг якобы признал свое отцовство при жизни (к тому времени он давно скончался). Правда, Фест пишет, что вместо подписей свидетели ставили крестики, да и вообще всё происходило явно мимо всех формальных требований.
Таким образом, личность деда Адольфа Гитлера не установлена документально, что давало неограниченный простор для спекуляций, вплоть до фамилии Ротшильд, тем более что сам Гитлер этой темы избегал.
Более четкое направление этим спекуляциям задала записка Ганса Франка, адвоката Гитлера и в определенный момент — генерал-губернатора оккупированных польских областей. Он составил ее уже в ходе Нюрнбергского процесса, утверждая, что еще в начале тридцатых его допустили к двусмысленной переписке фюрера с родственниками — в ней содержались намеки на шантаж и на некоторые факты семейной биографии Гитлеров. Франку якобы дали задание разобраться в этой истории, и он нашел подтверждение того, что Анна Мария Шикльгрубер состояла в отношениях с хозяином дома, где работала служанкой, — евреем по фамилии Франкербергер из города Граца. И тот даже якобы платил ей алименты. Это вызвало многолетние споры — жила ли действительно бабка Гитлера в Граце в это время, жил ли там Франкербергер в это время и жили ли там вообще евреи в это время. Никаких фактических подтверждений еврейского происхождения Гитлера в итоге так и не появилось.
Тем не менее вопрос происхождения Гитлера многим не дает покоя до сих пор. В частности, в журнале Knack был опубликован материал журналиста Поля Мулдерса и историка Марка Вермирена. Его авторы утверждали, что сумели получить доступ к образцам ДНК четырех десятков родственников Гитлера и обнаружили там хромосомы гаплогруппы E1b1b. Даже если принять это за основу, само по себе наличие таких хромосом ничего не доказывает, так как их можно найти далеко не только у семитской группы. Видимо, кому-то этих аргументов хватает и для кого-то это вообще имеет значение.