Выходцы из КНР в большом количестве и сутками напролет дежурят возле единственного в Петербурге отделения банка «Солидарность». Россиян честно предупреждают: можете не занимать, не дождетесь.
Блокировка выпущенных в России карт Visa и MasterСard ударила не только по гражданам РФ, желающим путешествовать по Европе и делать покупки в иностранных интернет-магазинах. Банк «Солидарность», который выпускает карты UnionPay с опцией трансграничных денежных переводов, столкнулся с ажиотажем граждан Поднебесной, в разы превысившим пропускную способность единственного физического отделения в Северной столице.
Утром 16 мая корреспондент «Фонтанки» насчитал перед дверьми офиса на 8-й линии Васильевского острова несколько десятков человек. Большинство из них говорили на китайском, на вид им можно было дать не больше 25 лет. Некоторые носили маски — такая концентрация средств индивидуальной защиты уже стала экзотикой в прочих общественных местах. Но попадались и славянские лица — в основном в хвосте очереди.
На вопрос, кто последний, чтобы забрать предзаказанную карту UnionPay, делового вида мужчина махнул в сторону человека в костюме, державшего в руках мятые листы А4 дефицитного белого цвета. Его осаждало несколько молодых людей с монголоидными чертами лица.
Узнав о намерении корреспондента попасть в заветные списки, представитель «Солидарности» развел руками: «Мы банк, мы пытаемся хоть какую-то организацию применить, нам дают какие-то списки. Но это списки до конца недели».
На двух листах, которые продемонстрировал сотрудник, было в общей сложности 133 человека. Это в полтора раза превышает пропускную способность отделения. «Гражданин РФ за 10 минут оформляет, иностранец — 20 минут. Три человека в час, три операциониста. Это 10 человек в час, грубо — 80 человек в день. Если соотечественники, то 150 человек проходит», — привел расчеты представитель «Солидарности».
Предложение организовать две очереди по национальному признаку было отвергнуто. «Мы с вами чем занимаемся? Боремся с национализмом, а вы хотите здесь его организовать! Нас сейчас с вами придут денацифицировать. Как вы себе представляете — мне разделить по национальному признаку очередь?» — назидательно сказал он.
Списки — вынужденная мера. Без них толпа просто брала двери штурмом, приходилось даже вызывать полицию. Теперь иностранные претенденты на UnionPay сами составляют перечни, по которым работники банка порциями запускают людей в отделение и вычеркивают тех, кто зашел. Уже внутри они получают номерки электронной очереди.
Впрочем, по словам работника «Солидарности», очередь здесь стоит круглые сутки. «Не то что целый день, они стоят с вечера, ночуют. «Макдоналдс» закрыли, не знаю, куда они в туалет ходят», — поделился он.
Впрочем, часть иностранных клиентов, уже ставших счастливыми обладателями карты UnionPay, волновал вопрос, как их пополнить — банкомат при отделении не работает. «В выходные вы вносите столько, что банкомат забивает по полной», — объяснил ситуацию администратор. Но для тех, кто пришел забирать готовую карту или имеет вопросы по вкладам, есть отдельная очередь.
«Объясните, я в списке под номером 73. То есть я тут стою пять часов и жду, пока вы меня вызовете?» — попробовал оценить свои перспективы один из российских клиентов.
«По моему мнению, вы эту очередь вообще не пройдете, если не приедет миграционная служба, которая заберет 90 %. Но у нас нет хрустального шара», — ответил работник «Солидарности».
После этого мужчина со списками удалился через служебный вход в сопровождении представителя службы безопасности. Часть русскоговорящих клиентов развернулась, решив попытать счастья в обеденное время — в надежде, что толпа рассосется.
Китайские переводы
Аналогичная ситуация в московских офисах: крики на китайском, толкучка, люди на раскладных стульях, с ночи сторожащие проходы к офису. Получить карточку с первого раза — настоящий успех.
«Я получила карту с четвертой попытки, — рассказала в чате москвичка Светлана. — Китайцы караулят на диванах в холле. В 5 утра там уже очередь. В ТЦ «Ханой» (где находится офис. — Прим. ред.) караулят у входа и везде пишут списки. На Гашека (еще один офис. — Прим. ред.) я приехала в 8 утра и была 105 — не попала».
Описаны случаи, когда доходило до работы локтями и вызова полиции.
Сами китайцы, с которыми россияне близко знакомятся в очередях, объясняют, что никакая заграничная Visa и MasterCard в России больше не работают и для них родной UnionPay — единственный путь учиться или работать в России и получать деньги из Китая или отправлять домой.
Разумеется, что карточки UnionPay в России выпускает далеко не одна «Солидарность», но китайских граждан интересует не столько сам пластик, сколько возможность трансграничных переводов в Китай и обратно с помощью системы Money Express. К ней подключена именно «Солидарность».
Для совершения перевода требуется только имя получателя и номер карты UnionPay. Money Express заранее рассчитывает обменный курс и зачисляет денежный перевод напрямую на счет получателя. Курс конвертации из доллара в юань получается, согласно отзывам в чате пользователей UnionPay, выгоднее, чем в китайских банках. Скорость перевода, по сравнению с системой Swift, выше в разы — деньги приходят практически в режиме реального времени. А выходит это еще и дешевле — комиссия от 2 долларов до 1,5–1,7 % от суммы перевода. Зачисление из Китая — без процентов. Поэтому к офисам банка приезжают не только местные граждане КНР, но и их сограждане из тех регионов России, где филиалов у него нет.
«Фонтанка» запросила у «Солидарности», что банк планирует делать с очередями. Ответа пока нет. Но клиенты на днях заметили отдельный прием в некоторых местах россиян и китайцев.
О том, как и где на самом деле работают китайские карты UnionPay, выданные в России, читайте в обзоре «Фонтанки».
Галина Бояркова, Илья Казаков, «Фонтанка.ру»
Больше интересных новостей в нашем официальном телеграм-канале Фонтанка SPB online. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.