Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

ю-з.

738мм 82%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Театры «Ждем под снегом, закрывая кукол куртками». Малый театр кукол погибает без площадки

«Ждем под снегом, закрывая кукол куртками». Малый театр кукол погибает без площадки

7 262

Малый театр кукол — студенческий проект, выросший в независимый негосударственный театр. Его артисты носят декорации с собой в больших клетчатых сумках и мечтают о постоянной площадке для репетиций и спектаклей.

На спектакль — с черно-белой лодкой на спине


У Малого театра кукол есть собственный видеоблог, где артисты показывают закулисье своего театра. На кадрах можно увидеть многое: как молодые актеры не только репетируют, выступают или дурачатся, но и постоянно перевозят с места на место объемный реквизит. До и после спектаклей, перед репетициями, на гастролях у каждого в руках непременно оказывается по огромной клетчатой сумке, а на одном ролике и вовсе видно, как артист тащит по оживленной улице декоративную черно-белую лодку на собственной спине — это реквизит к спектаклю «Школа для дураков» по роману Саши Соколова. У МТК нет собственного помещения. Перевозить объемные декорации часто приходится в общественном транспорте, на метро. Это не только тяжело физически, от таких непригодных условий страдают главные персонажи театра — куклы, они ветшают, приходят в негодность.

«Иногда по два часа ждем «Газель» под снегом, закрывая кукол куртками», — говорят артисты театра.

С самого момента создания у Малого театра кукол не было своей площадки и репетиционной базы. МТК никогда не помогали ни власти, ни спонсоры. Только один раз кукольники обратились к краудфандингу — для своего первого детского спектакля «Мой дедушка был вишней» собрали 45 тысяч рублей на декорации. Создатели театра считают, что таким и должен быть театр: он существует для зрителей, значит, и влиять на театр могут только они.

«Наш театр независимый во всех отношениях, мы никогда и ни у кого не берем денег, только у зрителей. Фактически наша публика является нашим спонсором. Мы делаем спектакли, которые волнуют нас, которые вызывают у нас эмоциональный отклик, боль. Мы не берем литературу с кассовым названием только для того, чтобы отбить кассу. Поэтому мы иногда уходим в минус, потому что идем на творческий риск», — говорит режиссер и художественный руководитель театра Дмитрий Петров.

Артисты с трепетом читают комментарии в соцсетях к своих спектаклям, считают количество зрителей, радуются, когда кто-то из публики подходит после выступления.

«Был полный зал зрителей, все кричали «браво»!» — с гордостью поделились они в блоге после премьеры «Чайки».

Спектакль «Гримм. Несказки»
Спектакль «Гримм. Несказки»
Спектакль «Гримм. Несказки»
«Гулаг. Symphonia»
Спектакль «Гулаг. Symphonia»
Спектакль «Гулаг. Symphonia»
Спектакль «Чайка»
Спектакль «Чайка»
Спектакль «Чайка»
1 из 9
Спектакль «Гримм. Несказки»

Династия кукольников


Малый театр кукол существует в Петербурге уже 5 лет. Все началось в 2016 году, когда студенты разных курсов факультета театра кукол РГИСИ решили поставить свой первый самостоятельный спектакль.

«Мы учились, как проклятые, и воскресенье был нашим единственным выходным днем. И вместо того, чтобы отдыхать, мы решили сделать свою постановку», — рассказывает создатель театра Дмитрий Петров.

Он предпочитает, чтобы его называли звучным псевдонимом Чакчи Фросноккерс. У молодого артиста (ему 27 лет) необычная биография. Театр кукол для него — обыденная с самого рождения действительность. Он родился на Сахалине в семье кукольников — его мама, тетя, брат работают артистами театра кукол. Маргарита Петрова, мама Дмитрия, старейшая актриса сахалинского театра, стала главной музой будущего режиссера. Он называет ее гениальной актрисой и вспоминает, что его главное эстетическое потрясение, связанное с театром, случилось, когда мама — не со сцены, а дома, между делом, — прочитала монолог Сони из «Дяди Вани».

Свой первый спектакль «Иосиф Бродский. Всё это было…» он поставил в 15 лет в Сахалинском театре кукол.

Ко времени выпуска из театральной академии в 2018 году на счету студентов было уже 8 собственных спектаклей: философско-абсурдистская постановка «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско, спектакль о сложных отношениях в испанской семье «Дом Бернарды Альбы» по произведению Федерико Гарсиа Лорки и другие. Эти спектакли стали основой репертуара Малого театра кукол.

«Это наш театр. Вообще наш. В прямом смысле наш. Мы его создали под себя. Да, многим приходится подрабатывать — играть в других театрах, преподавать, но Малый театр кукол — наше главное место работы», — говорит Дмитрий Петров.

Замкнутый круг


Спектакли артисты играют на временных площадках: в театре «Особняк», на «Площадке 51», на сцене Социально-художественного театра. Репетируют в маленькой комнате Дома актера, куда их временно пускают. На шестом году существования в театре назрел кризис. Репертуар настолько расширился, что декорации потребовали отдельного помещения.

«Декорации всех 16 спектаклей сейчас размещаются в доме нашего главного художника Ульяны Елизаровой в Ленобласти. Места в доме не хватает, там просто негде жить. Транспортировка декораций оттуда очень дорогая. Новые спектакли мы не можем выпускать — их негде хранить. Нам негде репетировать. На разовой аренде мы не можем протянуть. Мы играем катастрофически мало, два спектакля в месяц», — объясняет режиссер.

Получается замкнутый круг: чтобы выжить, театр должен играть старые спектакли и выпускать новые. Но он не может этого делать без собственной площадки. Некоторые спектакли приходится убирать из репертуара из-за сложностей с декорациями и организацией их доставки.

«Один из наших знаковых спектаклей — «Чайка» Чехова, наш первый большой спектакль. Скорее всего, мы, к нашему огромному сожалению, играем его 4 июня в последний раз», — говорит режиссер.

Декорации спектакля МТК стоят от 30 тысяч рублей — «если спектакль построен на условных приемах», — говорит режиссер, до 200 тысяч.

«Сейчас мы ставим древнегреческий миф об Аттисе. Там декорация представляет собой большой подвижный круг, который встаёт в разные положения. На нем вертятся и работают актёры и куклы, это довольно сложная и интересная декорация», — рассказывает Дмитрий Петров.

Постановщики театра придумывают оформление сцены, не представляя, где завтра придется играть этот спектакль.

1 из 4

«Многие средства выразительности просто невозможно использовать: подвесы, большую монолитную декорацию. Приходится выкручиваться, обходиться малыми средствами», — говорит режиссер.

Без собственного помещения театр теряет и зрителя, уверен собеседник «Фонтанки»:

«Когда нет площадки — нет зрителя. Кто бы ни говорил, что театр — это люди, а не стены, все-таки зритель должен знать, где театр находится. Наша преданная публика умудряется отслеживать наши спектакли и скакать за нами по всему городу. Но это утомляет, и рано или поздно интерес пропадает».

Театр нуждается в помещении площадью не менее ста квадратных метров. Потолки в нем должны быть высокими — от 4 метров, также должна быть «мокрая точка» и круглосуточный доступ. Но самое главное — приемлемая для театра цена. А с этим как раз сложности.

«Скорее всего, если в следующем сезоне мы не заедем на площадку, будем медленно, но верно умирать», — говорит режиссер Малого театра кукол.

Мария Лащева, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях