PepsiCo в июне прекратит продавать в России фирменную газировку и начнет поставки байкалов и дюшесов под местными брендами. Coca-Cola тоже задумалась о смене имени. Сети ищут окольные пути для поставок.
О том, что международные производители газированных напитков PepsiCo и Coca-Cola готовы окончательно оставить россиян без своих напитков, «Фонтанке» рассказали несколько источников на продовольственном рынке.
По словам одного из них, у PepsiCo выпуск лимонадов под собственными брендами практически сошел на нет и сейчас производители «доливают остатки». «Потихоньку ассортимент вымывается. К июлю может вообще закончится», — сказал один из них. С Coca-Cola — пока меньше определенности. Но дефицит есть и по этой продукции, полное исчерпание запасов уже этим летом собеседники тоже считают весьма вероятным.
С нехваткой газировки, по всей видимости, столкнулся и общепит. В меню на сайте KFC 24 мая напротив лимонадов компании Pepsi указано «Будет позже». Зато появились «Кола», «Дюшес», «Байкал» и оригинальный лимонад от «Черноголовки».
PepsiCo еще в начале марта объявила, что прекращает продажу напитков и рекламную деятельность в России. Coca-Cola тогда же объявила о приостановке поставок ингредиентов для российского рынка, а в начале мая не исключила, что полностью уйдет из страны. Но по факту продажи напитков продолжались — хотя цены заметно выросли.
Собеседники «Фонтанки» также обращают внимание и на дефицит другой продукции мировых концернов, например соков. «Со всеми соками большие проблемы. Мы новых российских производителей заводим», — рассказал представитель одной из региональных сетей. Ранее сообщалось, что производители напитков столкнулись с нехваткой упаковки, а международные бренды остановили отгрузки сиропов и концентратов, из которых газировка и соки делаются на российских предприятиях.
Директор петербургского филиала ООО «Пепсико холдингс» Натела Цуцкиридзе отказалась от комментария. В пресс-службе PepsiCo и Coca-Cola на момент публикации не ответили на вопрос «Фонтанки».
Окольные пути
По мнению участников рынка, остановки заводов, в том числе тех, что располагаются в Петербурге, не случится. Как PepsiCo, так и Coca-Cola намерены продолжать выпуск под локальными брендами.
В частности PepsiCo готова начать поставлять сетям новую линейку уже в июне. В ней будут цитрусовые напитки, чей дизайн бутылок будет напоминать привычные Mirinda и 7Up. Первое рабочее название было Fruitz, но оно может быть скорректировано, говорит собеседник в одной из сетей.
Также останется линейка газировки под международным брендом Evervess. Кроме них, будет производиться еще четыре позиции «традиционных лимонадов» под брендом «Русский дар» — дюшес, тархун, байкал и лимон. А вот прямого аналога самому Pepsi в новом ассортименте не будет.
«По всей видимости, заводы все-таки будут работать, возможно, в меньших объемах. Так как на саму Pepsi 50% продаж приходилось», — отметил один из источников «Фонтанки». Но другой ассортимент — к примеру, чипсы Lays и энергетики Adrenaline Rush — также пока останется. В комитете по труду сообщили, что не получали уведомлений о введении простоя или сокращении штата на предприятии, хотя не исключили, что поскольку само ООО «Пепсико холдингс» зарегистрировано в Москве, а в Петербурге работает его филиал, то и сигналы о смене режима занятости поступают в столичную мэрию.
Coca-Cola вслед за PepsiCo тоже размышляет о ребрендинге, но название для местной линейки пока не презентовала, рассказал источник, знакомый с планами компании. Будет ли в ней аналог самой колы, тоже пока не ясно.
В X5 Retail Group не прокомментировали ситуацию с поставками новой линейки Coca-Cola и PepsiCo. Но ранее представитель сети «Перекресток» в ходе круглого стола «Продукты: трудности и возможности» спрогнозировала массовое исчезновение с полок популярных иностранных брендов осенью 2022 года.
Совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский там же отмечал, что поставки PepsiCo пока идут, хотя в наличии есть не все позиции. Сказали, что будут другие бренды, но когда будет, никто не знает. Заводы работают», — рассказал он.
В «Ленте» отметили, что пока «нет определенности». По информации «Фонтанки» и Coca-Cola, и PepsiCo настрого запретили своим партнерам как-либо предавать огласке свои планы.
Но Coca-Cola и Pepsi вряд ли исчезнут с полок магазинов окончательно. Так, собеседник в одной из федеральных сетей рассказал, что сейчас рассматриваются варианты импорта. Но, вероятно, это будут закупки с доставкой челночного типа. «Например, дистрибьюторам Казахстана под страхом отлучения от кормушки запретили поставлять в Россию», — говорит собеседник в другой компании.
Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков сомневается, что кола, ввезенная из-за границы будет пользоваться спросом. «Не будет потребитель покупать дороже, идет обнищание населения», — сказал он. А вот российские бренды, мимикрирующие под ушедшие западные марки, имеют хорошие перспективы занять их места на полке.
О том, какие отечественные напитки могут заменить россиянам импортную газировку, ранее писала «Фонтанка».
Галина Бояркова, Денис Лебедев,
«Фонтанка.ру»