Масочный режим официально отменили в Петербурге с 27 мая. Каждый теперь сам за себя, точнее сам отвечает за здоровье себя и своих близких. Хроника «Фонтанки».
Режим масок прошёл в Петербурге эволюцию от простой рекомендации до погони за прохожими в парках, бокса в метро и первого убийства на фоне ковидных ограничений. Надолго пережив перчатки, маски наконец уходят на покой. Скольких они спасли, мы никогда не узнаем.
Петербуржцы впервые узнали о введении масочного режима в городе два года назад — вечером 29 апреля 2020 года. Анонс молнией прошёл в эфире смольнинского телеканала. Но через несколько часов появился официальный документ, а вместе с ним и понимание, что власти Петербурга, который обходил по числу зараженных COVID-19 все другие регионы России, за исключением Москвы и Московской области, решили не навязывать жителям новый аксессуар.
Сначала мера была рекомендательной и соотносилась с призывом президента Владимира Путина «не допустить срыва в борьбе с коронавирусом» в период майских праздников и обещанным вслед за ними поэтапным выходом из режима самоизоляции.
Но с задачей не справились — город накрыла коронавирусная волна, и рекомендация стала правилом. В Петербурге закрыли детские площадки, парки и скверы, а с 12 мая 2020 года хождение по улице, общественным местам и поездки на транспорте без средств индивидуальной защиты приравняли к нарушению со штрафом до 30 тысяч рублей.
Цены на маски к этому моменту улетели в космос, маски стали дефицитным товаром. Бедным и пенсионерам раздавали по 800 рублей, а в метро стартовала установка вендинговых аппаратов.
Пока чиновники эпатировали общественность новыми масочными образами, с различными степенями защиты, петербургская полиция в первый же день начала фотоохоту на нарушителей масочно-перчаточного режима. На третий день в метро контролер масок получил кулаком в лицо от противника новых правил. А к ноябрю 2020 года из-за маски начали убивать https://www.fontanka.ru/2020/11/20/69563913/. Замечание в маршрутке стоило жизни 53-летнему заместителю директора научно-исследовательского сертификационного центра.
К концу мая 2020 года власти Петербурга решили, что переборщили. Или осознали, что не могут проконтролировать миллионы горожан на улицах. Так или иначе, губернатор Александр Беглов объявил, что обязательное ношение масок и перчаток на улицах с 1 июня становится только рекомендацией.
При этом маски и перчатки по-прежнему обязательны были в общественном транспорте, аэропортах, на вокзалах, в магазинах и иных общественных местах. И в таком виде ограничение кочевало из одной версии антиковидного постановления в другую на протяжении всех последующих волн.
Штрафы собирали исправно. За два года пандемии Смольный оштрафовал жителей Петербурга на десятки миллионов рублей. Например, за отсутствие маски в метро или автобусе взыскания получили 11 522 человека.
Лишь в апреле 2021 года был снят перчаточный режим, а в марте 2022-го наметился прогресс и по маскам.
14 марта столичный мэр Сергей Собянин объявил об отмене масок в Москве. Вместе с СИЗами ушли в прошлое регулярное измерение температуры тела работников, установка разделительных перегородок на рабочих местах и так далее. Но не в Петербурге.
Пока другие регионы России начали следовать заданному Москвой тренду и освобождать бизнес от нагрузки, в городе на Неве занялись поиском того, кто имеет право отменить масочный режим. В Смольном ссылались на рекомендации Роспотребнадзора. А местный Роспотребнадзор кивал на федеральную начальницу Анну Попову. Губернатор Александр Беглов написал ей письмо 13 мая с просьбой о содействии. Какой ответ получил — неизвестно. Но в итоге с отменой справились.
«На основании предписания Главного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу с 27 мая снимаем ограничение максимально допустимого количества посетителей массовых мероприятий. Принял также решение о приостановлении обязательного ношения средств защиты. Спасибо, дорогие петербуржцы, за вашу ответственность и осознанность, которая помогла нам сформировать коллективный иммунитет. Прошу вас, продолжайте быть внимательными к здоровью — своему и близких», — написал Александр Беглов на своей странице в VK.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»