Загадочный фильм на фестивале непрофессиональных кинематографистов привел к новому, точному имени в русском андеграунде. Не было никого, кто его помнил, пока петербургский искусствовед не разгадал его заброшенные холсты.
В Петербурге есть Союз непрофессиональных кинематографистов. Сегодня, 27 мая, закрытие его фестиваля «Белые ночи», куда пришли десятки работ. Конечно, бюджета нет, конечно, звезд нет, хотя через этот конкурс прошли многие звезды. Медалью отмечена лента петербургского искусствоведа Владимира Васильева.
Пусть в художественном мире страны его знают многие, главная его странность, что он не про буржуазность. Колесит по Русскому Северу, выискивает таких же чудаков, как он сам. Вот, например, открыл вологодского «пиросмани» Бабайкина, а уже потом этот вечно нетрезвый мастер попал в столичные коллекции. Теперь Торгованов. И опять — «некто».
Название фильма — «Некто Торгованов» — выбрано точно. Когда-то Васильев нашел его холсты в состоянии хуже некуда, непонятно кого, непонятно зачем, но пахло чистым послевоенным импрессионизмом. Реставраторы расчистили краски на кусках выцветших обоев, тряпок.
Вроде художник работал над чем попало, но его зарисовки цепляют — непонятно почему. И это оказался немодный протестный советский авангард из среды профессорских дочек и иностранных дипломатов. Писались холсты в деревенской избе, в Костроме, где и учился Торгованов.
Неясно и то, к какому направлению его отнести, к какой школе. Но можно сказать: теперь карта советского искреннего андеграунда расширена на север.
Холсты не горят — так заканчивает Владимир Васильев каждый свой фильм. А у Торгованова это был действительно последний шанс.
Посмотрите 17 минут о том, кто сегодня стал Торговановым. Так устроен этот мир, что его вдруг стали покупать.
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»
Больше интересных новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.