Наверняка вы видели фантастические фильмы, где героев на 100 лет помещают в жидкий азот, а потом они «оживают» в будущем. Так вот, это уже вполне себе реальность — но с определенными поправками: замораживают не взрослых людей, а биоматериал — яйцеклетки, сперматозоиды и даже «готовых» эмбрионов. И в сложные — как сейчас — времена эти научные достижения дают возможность людям родить ребенка позже, отложив этот радостный момент до более спокойной обстановки.
Средний возраст рождения первенца в России на сегодняшний день, по данным Минтруда, составляет 28 лет, а к 2030 году вырастет до 30 лет. Появление первого ребенка откладывается по разным причинам — отсутствие постоянного партнера, желание «встать на ноги», сделать карьеру, многим боязно становиться родителями и в такой тревожной обстановке, как сложилась сейчас. При этом пресловутое «часики-то тикают» никуда не девается, и если мужчины (с определенными допущениями) могут становиться отцами практически в любом возрасте, то репродуктивный возраст женщин ограничен природой и примерно после 35 лет шансы начинают сокращаться.
Идея о том, чтобы что-то заморозить «на будущее» появилась буквально сразу после первой удачной процедуры ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). Первый «ребенок из пробирки» — Луиза Браун — появилась на свет в 1978 году, и тогда же начались раскопки во всех направлениях. Совершенствовалась эмбриологическая часть, стали появляться двойни, тройни, четверни и т.д.
«Тройни, пятерни и восьмерни — это осложнение для беременности, так как с каждым плодом перспектива иметь здоровых детей падает, — говорит заведующий отделением вспомогательных репродуктивных технологий СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» Андрей Иванов. — Выбрасывать же получившихся эмбрионов — как-то бесчеловечно. Это вообще одна из основных точек преткновения с религиозными организациями, считающими, что эмбрион — это потенциальный человек, имеющий право на жизнь».
Поэтому практически сразу встал вопрос о криоконсервации: «готовых» эмбрионов, сперматозоидов, яйцеклеток. И случаев, когда это может потребоваться, не так уж мало.
Основная проблема заморозки в том, что при понижении температуры вода увеличивается в объеме. Лед занимает больше места, чем жидкость, поэтому подобно тому, как разбивается бутылка с водой в морозилке, при заморозке клетки вода ее повреждает, а значит, повреждается и генетический материал. Если смотреть по содержанию воды, то меньше всего ее в сперматозоидах, отмечает Андрей Иванов, поэтому их проще всего заморозить, а главное, разморозить. Следующим по содержанию воды является эмбрион 5-го дня (именно таких эмбрионов «подсаживают» при эко и их же замораживают на будущее), и, наконец, самые сложные для заморозки — это яйцеклетки. «По сути это — колба с жидкостью, поэтому для его заморозки используются различные криопротекторы, которые позволяют вытеснить воду из любого биологического объекта», — поясняет он.
Прорывом стала технология витрификации — быстрой заморозки, буквально несколько минут и яйцеклетка погружается в жидкий азот. Но врачи предупреждают — да, это дополнительная возможность, но, к сожалению, — не панацея, как и все, когда дело касается медицины и человеческого организма.
Ведь нужно не только заморозить, но и разморозить биоматериал, а затем — получить из него главный результат. И этот результат — здоровый новорожденный ребенок. Немного арифметики. Если процедура ЭКО проводится сразу, то из 5 яйцеклеток получается 1 здоровый эмбрион. Если мы их замораживаем, то соотношение уже хуже — в среднем 1 эмбрион из 12 яйцеклеток. Таковы данные Американской ассоциации репродукции человека. То есть заморозка все-таки влияет на качество биоматериала.
Виной всему — сложная репродуктивная система человека. Если рожать непрерывно, то женщина может за жизнь родить 14–17 детей максимум, говорит Андрей Иванов. Крыса такое количество детенышей производит за один помет. Так же и с ЭКО — эффективность у людей — около 50%, у крысы — не меньше 90%.
Теперь давайте считать — сколько нужно заморозить яйцеклеток. Из 12 яйцеклеток получается 1 эмбрион, 4 эмброна высокого качества дают одну беременность. Конечно, может повезти, и с первой попытки, но в идеале выходит, что надо морозить 48–50 клеток. Среднее количество клеток, которые удается получить в процессе стимуляции — 8–15, т.е. для надежности придется повторить процедуру несколько раз. Тем не менее, технология, безусловно, заслуживает внимания, как подстраховка в ряде случаев. В каких?
По плану и без
Желание сначала сделать карьеру, как-то устроиться в жизни отодвигает зачастую планы по деторождению на дальний срок. Этот тренд даже получил название — отложенное материнство.
«Сначала были открытые границы, можно было путешествовать, зарабатывать, женщины откладывали по таким причинам рождение ребенка, — комментирует Мария Румянцева, врач-репродуктолог клиники ICLINIC. — C 2020 года другие причины — то боязнь заболеть и сложная эпидемиологическая обстановка, то еще более непонятная ситуация весной 2022 года, и тоже некоторые откладывают уже из-за опасений. Когда нестабильность закончится, нельзя прогнозировать».
Но изменение социальной роли женщин никак не отразилось на ее физиологии. Запас яйцеклеток — или овариальный резерв — в организме ограничен. «С возрастом качество биологического материала — яйцеклеток — снижается. Это происходит физиологически, и остановить процесс никак нельзя, и чем старше, тем больше вероятность какой-то генетической поломки», — подчеркивает Мария Румянцева.
«Чем старше 35, тем выше риск получения неполноценных клеток, — подтверждает ее коллега, Наталья Анникова, репродуктолог ICLINIC. — К тому же сложнее получить сами яйцеклетки, даже если мы видим на узи фолликулы, они могут оказаться пустыми».
Как только процент ошибок переваливает за 1%, это уже становится значимым для врачей. Таким порогом считается 35 лет — понятно, что дальше — в 37, в 40 количество яйцеклеток продолжает сокращаться, а их качество — ухудшаться. Это вовсе не исключает здоровой естественной беременности, но вот ее вероятность сокращается.
С вопросами отложенного материнства отчасти справляется как раз криоконсервация яйцеклеток. Заморозить их можно в любое время — с начала репродуктивного возраста. Однако крайне редко к врачам обращаются с такой просьбой женщины в 20 и даже 25 лет — в этом возрасте обычно все надеются, что все сложится само собой. Наиболее ответственные приходят к врачу-репродуктологу после 30, чтобы на всякий случай заморозить яйцеклетки, пока еще не исчерпан овариальный резерв. И до 35 лет шансы вполне велики сохранить достаточное количество биоматериала на будущее.
Но, по словам Натальи Анниковой, что часто приходят и женщины за 40, которые еще не родили ребенка, и в ближайшее время не планируют, но на будущее хотели бы что-то заморозить — в таком случае положительного результата ожидать уже гораздо труднее.
Как рассказывает Мария Румянцева, во многом интерес к теме криоконсервации в обществе подогрела информация о детях примадонны российской эстрады, рожденных из якобы замороженных ранее яйцеклеток. Не будем вдаваться в подробности и вычислять могло ли это быть так на самом деле, но внимание к теме было привлечено. Однако врачи разводят руками — если овариальный резерв исчерпан, то ничего не получится. Поэтому витрификация — это хороший вариант для подстраховки, но его следует использовать вовремя. То есть если заморозить яйцеклетки до 35 лет, то потом их можно использовать для ЭКО. Кстати, юридически у нас в стране нет верхней планки возраста для проведения этой процедуры, в отличие от, например, Израиля, отмечает Мария Румянцева. Было бы что подсаживать, плюс — нужно подтверждение, что женщина сможет выносить и родить ребенка, так что хоть планки и нет, нужно оценить возможности здоровья.
Второе направление, по которому сейчас набирает популярность заморозка биоматериала — это стремительно нарастающая проблема онкологии. Если раньше случаи рака считались как 1 на несколько тысяч, то сейчас уже пошел счет на проценты. А значит, становится все больше людей, которые столкнулись с раком в репродуктивном возрасте. Агрессивное лечение влияет в том числе и на репродуктивную систему, и даже победив рак, можно остаться в будущем без детей. Поэтому сейчас людям с онкологическими заболеваниями предлагают пройти консультацию репродуктолога, выяснить их планы и — по возможности — заморозить яйцеклетки. Полноценный цикл стимуляции занимает около двух недель, и тут уж сколько яйцеклеток получится, столько и сохранят. Пусть небольшой, но все-таки шанс на счастливое материнство в будущем. В таком случае, кстати, если бы были заранее замороженные, без спешки, яйцеклетки, то было проще.
В любом случае, считают врачи, люди должны знать о том, что такая возможность — обеспечить себе подстраховку на будущее — есть, а дальше уже самостоятельно принимать решение. Таким образом, если говорить о здоровых женщинах, то о криоконсервации стоит задуматься тем женщинам, которым еще нет 35 лет, но они не планируют в ближайшее время рожать ребенка — например, из-за внешней и внутренней нестабильности в стране.
Хранить вечно
Продолжая воплощать идеи фантастических романов в жизнь, неизбежно задаешься вопросом — а сколько может храниться то, что заморожено, прежде чем будет разморожено?
«В принципе, биоматериал хранится вечно, — комментирует Андрей Иванов. — В жидком азоте вся биохимия, все реакции замедляются настолько, что клетка остается практически в неизменном виде».
Проверить это на горизонте в 100 или 1000 лет, конечно, не представляется возможным, да и не нужно. Все-таки чаще всего люди замораживают биоматериал для того, чтобы потом использовать самостоятельно. Но уже есть примеры того, что эмбрионы, получены в одно и то же время, но один ребенок родился 10–12 лет назад, а второй — сейчас. т.е. фактически это могли бы быть двойняшки, но стали старшим и младшим братом. Интересно, что в ряде религий, например, именно зачатие считается началом жизни — как считать в данном случае, религия умалчивает.
Что позитивно — не молчат врачи — они исследуют здоровье новорожденных, которые были заморожены на стадии эмбриона — и никаких отличий с «обычными» детьми не находят. «Если заморозка на что-то повлияла, скорее всего, вы не получите никакой беременности — это, можно сказать, естественный отбор», — говорит Андрей Иванов.
Конечно, эмбрионы замораживать эффективнее — как упоминалось выше, их нужно в среднем 4 для того, чтобы получить одну здоровую беременность, кроме того, перед подсадкой их можно проверить на различные хромосомные аномалии. Но для того, чтобы его разморозить, нужно, во-первых, согласие обоих «родителей» — а если пара, например, рассталась, то это уже сложнее. И, во-вторых, это не решает проблемы отложенного материнства для тех женщин, кто еще не встретил потенциального отца будущего ребенка. Не будешь делать эмбрионов из донорской спермы и хранить их «на всякий случай».
В итоге, прогрессивной современной женщине приходится надеяться на себя, отмечает Наталья Анникова. Пока чаще всего приходят все-таки женщины уже более позднего возраста, хотя все-таки есть уже и осознанные пациентки до 30, которые пока не готовы в силу разных обстоятельств рожать детей, но хотят создать определенную базу на будущее.
Мария Мокейчева, «Фонтанка.ру»