Рынок салонов ногтевого сервиса штормит. На фоне подорожания материалов и кадрового голода у некоторых обострились коронавирусные травмы.
Материалы «для ноготочков» подорожали на 30–40 %, и теперь не каждый решится лишний раз заглянуть в салон красоты, хотя они и пытаются сдержать рост за счет складских запасов. Рынок на грани кадрового дефицита, а развитию некоторых крупных игроков мешают последствия пандемии. «Фонтанка» узнала, чем живёт петербургский сервис маникюра и педикюра.
Кто тут самый крупный
По данным «Авито», количество объявлений о продаже готовых маникюрных студий в Петербурге выросло к апрелю на 17 %. В мае пользователи чаще, чем месяцем ранее, просматривали объявления о продаже бьюти-компаний — на 29 %, а парикмахерских — на 31 %. Фирмы в среднем сбывают за 150 тыс. рублей, салоны — за 230 тыс. рублей. Но хоронить бьюти-бизнес пока рано.
По данным СПАРК, всего в Петербурге зарегистрировано 284 компании с выручкой от 1 млн рублей, занимающиеся «предоставлением косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты». Самая крупная из них — производитель парфюмерных и косметических средств под брендом ESTEL «Юникосметик», выручка которого в 2021 году составила более 10 млрд рублей. Сколько из них приносят непосредственно салоны красоты, сказать трудно.
Вместе с «Юникосметик» топ-30 делят дистрибьюторы «Эстель», отели, при которых есть салоны красоты, и СПА-центры, медицинские клиники, предоставляющие косметические услуги. После первой тридцатки идет ООО «Никами» с выручкой 76 млн рублей в год, работающее под московским брендом люксовых салонов Prive7. Прямо за ним — ООО «Суши марка», экс-франчайзи сети салонов «Пилки». Право на использование действующего товарного знака компания утратила в конце апреля 2021. Выручка фирмы за последние три года упала с 111 млн до 74 млн рублей. Однако «Суши марку», как нетрудно догадаться по названию, всё это время кормили не только «ноготочки». Она также владеет правами на бренды EASУШИ и «Суши Шоп».
Выручка основного юрлица сети ООО «Пилки» за последние три года опустилась с 39 млн до 37 млн рублей. Всего по России бренд могут использовать 14 компаний и индивидуальных предпринимателей. В Петербурге такое право теперь есть у ООО «Пилки» и четырех ИП. В городе под этим брендом работает 53 салона.
Как говорят консультанты в сфере недвижимости, в целом сеть ведет себя «ровно»: она и раньше не славилась частой ротацией помещений, и сейчас этого нет. Хотя, как стало известно корреспонденту «Фонтанки», как минимум один салон сети переехал в другое помещение, но неизвестно точно — более или менее дорогое. За этим эксперты рынка видят не сокращение амбиций, а наоборот, развитие. Судя по данным сайта, сеть готовится открыть как минимум новые точки, в ближайшей части Ленобласти — в Янино и Буграх.
— В салоне переезд — это не процесс одного дня. Это новые инвестиции в ремонт, новое оборудование (не все заказные позиции могут встать на новом месте), разводка электричества. На самом деле легко сказать, но сложно сделать. Если только это не переезд в готовый салон после бывших коллег. У нас в индустрии это называют «ищу «кости», «бизнес на костях», когда скелет уже есть и нужен только персонал для запуска, — объясняет гендиректор сети парикмахерских «Бигуди» и салонов красоты «Лаки Like», общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова.
Первый дефолт
Может так случиться, что вскоре «Пилки» станет единственной крупной сетью маникюрных салонов своего сегмента в Петербурге. Эта перспектива стала осязаемой, когда ее основной конкурент — «Кисточки» — предупредил, что не сможет полностью расплатиться по облигациям на сумму 40 млн рублей. Основной причиной стала пандемия. Открывшиеся в 2020 году московские салоны сети так и не пережили карантин.
Головное ООО «Кисточки Финанс» разместило информацию об этом в середине мая 2022 года. Организация объявила, что не сможет полностью расплатиться с кредиторами по облигационному займу и готова выкупить по номиналу четверть стоимости облигаций — на сумму 10 млн рублей. 2 июня появилось сообщение, что она погасила 25 % выпуска и 100 % купонного дохода.
Компания принадлежит петербургскому предпринимателю Игорю Рудзию, основателю группы компаний «Грузовичкоф.Таксовичкоф», совладельцу сервиса доставки еды «Достаевский». Также ему принадлежит операционная компания сети салонов ООО «Коллекция». Оно вместе с ООО «Созвездие» и девятью ИП из Петербурга и Ленобласти владеет правами на торговый знак «Кисточки». Всего у сети 23 точки на два эти региона.
По данным СПАРК, выручка «Кисточки Финанс» за 2021 год составила 26,5 млн рублей, чистая прибыль — 11,3 млн. Выручка ООО «Коллекция» за тот же период достигла 61,7 млн рублей, чистая прибыль — 3,15 млн. Выручка ООО «Созвездие» — 58,8 млн рублей, чистая прибыль — 6,8 млн.
Однако массового освобождения площадей «Кисточками» пока нет, сообщила «Фонтанке» Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU.
— Сеть «Кисточки» широко развита, и они находятся во многих районах города. Более того, занимают хорошие места. Последние два года они не искали новые площадки, и развитие в плане поиска новых помещений остановлено. Сейчас большая часть помещений этой сети работают по франшизе. Также есть ряд помещений, где сама сеть сдаёт часть в субаренду — например, на Садовой, 33. Это даёт понимание того, что какой-то критической ситуации в сети нет, — пояснила она.
Насколько выросли цены
— Ситуация со спецоперацией привела к росту цен на всю продукцию. Дефициту продукции. Помимо этого, не вернулись цены на допандемийный уровень на те же перчатки, спиртовые дезинфекторы, которые в нашей отрасли использовались и до этого. Многим салонам снова пришлось влезать в долги, чтобы перестроить формат работы — так как с 1 марта все поставщики попросили закрыть все долги, отказались от отгрузки в кредит и работают только с оплатой по факту, — рассказала Лялья Садыкова.
По ее оценке, часть салонов, несмотря на удорожание материалов на 30–100 %, подняли цены на услуги на 5–10 %, но большинство — сохранили на прежнем уровне, рассчитывая на свои складские запасы и пересмотрев часть брендов, на которых работали. Отдельно лаки для ногтей подорожали на 30–40 %.
Что касается парикмахерских материалов, цены повышались в два этапа: на 10–20 % по профессиональным брендам в феврале и еще на 20–30 % по всем — в марте.
— Ушли ещё в марте парикмахерские Redken и Kerastase. Сейчас — Wella. Это всё бренды бизнес-класса. Меняем пока на итальянцев, французский L’Oréal, с которым связываем надежды, что останется — так как большой сегмент рынка занимает и закрывает все потребности, — отметила Садыкова.
Дефицит рабочих рук в бьюти-индустрии
По данным HeadHunter, на протяжении последних трех месяцев в профессиональной сфере «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты» наблюдается дефицит сотрудников. Если количество вакансий работодателей в этой категории в апреле снизилось на 11 % к предыдущему месяцу, но в следующем месяце выросло на 5 %, то количество резюме соискателей упало сначала на 6 % в апреле и еще на 5 % — в мае.
Индекс уровня конкуренции hh.ru показывает, насколько вакансии уравновешены резюме соискателей. Если показатель составляет от 0 до 4 резюме на одну вакансию — это говорит о дефиците, от 5 до 7 — о балансе, а если значение превышает 7 — конкуренция высокая. «Уровень конкуренции в сфере за три месяца держится на уровне 2,4–2,7, что говорит о дефиците специалистов в сфере в целом», — сообщили «Фонтанке» в hh.ru.
Так вот, если отдельно брать специальность мастера ногтевого сервиса, конкуренция среди них в Петербурге сейчас составляет 4,9 резюме на место, что скорее ближе к балансу, чем к дефициту. При этом количество вакансий для специалистов растет два месяца подряд, всплеск был зафиксирован в апреле — плюс 55 % по сравнению с мартом. Однако количество резюме либо не растет, либо остается на том же уровне.
Для сравнения, спрос работодателей на парикмахеров вырос так же резко (+53 % в апреле, +4 % в мае), но с конкуренцией у них всё немного лучше — на каждую вакансию приходится по 5,8 резюме.
— При оценке любого сектора рынка услуг нужно учитывать фактор сезонности. Для рынка парикмахерских услуг это особенно важно. И весна, которая наступила на европейской территории России в этом году с существенным опозданием, задержала ожидаемое сезонное повышение спроса на все услуги сектора. Но уже сейчас, с приходом теплой погоды, мы можем наблюдать существенное оживление по всем основным направлениям оказываемых услуг. Нельзя не учитывать весенне-летний ажиотаж спроса на парикмахерские услуги, связанный с большим количеством свадеб и выпускных, — сообщил «Фонтанке» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. — Также немаловажным фактором, влияющим на активизацию рынка, стало завершение переориентирования логистических цепочек и переконтрактовки на поставку необходимых расходных материалов. Сейчас в этом отношении ситуация по большей части стабилизировалась.
По словам Ляльи Садыковой, проблема нехватки персонала на рынке существует уже не первый год — с начала пандемии ситуация не изменилась. Однако «коронавирусный» тренд на то, что мастера уходят из салонов в пользу работы на дому, не наблюдается. Им нужна стабильность в условиях, когда многие бренды ушли с маркетплейсов, заблокирован Instagram*, который был основным источником потока клиентов как у салонов, так и у мастеров.
Как следует из материалов hh.ru, количество резюме в сфере «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты» сезонно падает с марта по июнь-июль и возрастает к октябрю. При этом сайты — агрегаторы услуг, наоборот, фиксируют рост анкет всевозможных мастеров. Количество размещенных объявлений в сфере красоты на «Авито» в мае 2022 года выросло на 33 % в сравнении с предыдущим годом, сообщил «Фонтанке» Артём Кумпель, управляющий директор платформ «Авито Работа» и «Авито Услуги». Анкет от мастеров по маникюру и парикмахеров стало больше на 28 % и 13 % соответственно. Больше всего объявлений разместили специалисты по СПА-процедурам (+73 %), а также косметологи (+38 %) и тату-мастера (+28 %).
Сейчас на «Авито» около 5,4 тыс. предложений о маникюре и педикюре. Сами мастера скромно просят за свои услуги в среднем тысячу рублей, оговаривая детали в личных сообщениях. Медианная зарплата, предлагаемая работодателями, по данным «Авито Работа», в мае 2022 года в Петербурге составила 50 тыс. рублей. Это значит, что половина специалистов в городе получает меньше, половина — больше.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
* Instagram запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta**, которая признана в РФ экстремистской.
** Meta признана в РФ экстремистской.