Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Закат эпохи. Что стало с петербургскими брендами, которыми гордилась вся страна

Закат эпохи. Что стало с петербургскими брендами, которыми гордилась вся страна

57 760

Пока власти думают, как наладить импортозамещение, «Фонтанка» решила вспомнить, что стало с исконно петербургскими брендами, которые держали марку не только в городе, но и прославились на весь Советский Союз.

«Скороход», обувная фабрика

Столетие назад, на заре рождения Страны Советов, продукция петербургской обувной фабрики «Скороход» позволила гражданам сменить калоши на адекватную обувь. Честно сказать, фасон и удобство изделий по нынешним меркам оставляли желать лучшего, но в условиях тотальной нехватки всего обувь «Скорохода» была настоящим спасением.

Стартовали обувщики вообще красиво. Товарищество Санкт‑Петербургского механического производства обуви основал немец Генри Кирштейн в 1882 году, первоначально оно находилось на набережной Обводного канала, в доме № 130.

Завод на Заставской построили в 1885 году, уже к концу десятилетия правление отмечало, что их обувь не уступает парижской и венской, а в 1893 году на выставке в Чикаго она даже превзошла изделия конкурентов. В досоветское время в «скороходах» поголовно бегали воспитанники приютов и кадетских корпусов, обували фабриканты армию и флот.

В 1962 году фабрика стала головным предприятием одноименного ленинградского обувного объединения, в 1990-х «Скороход» был крупнейшим в России обувным производством.

В наши дни товарным знаком «Скороход», зарегистрированным в 2002 году, владеет ООО «Первый шаг». Им же с 2011 года принадлежит товарный знак «Детский скороход» и с 2020-го SKOROKHOD FOR REACH.

ООО «Первый шаг» зарегистрировано 14 лет назад, в 2008 году. По состоянию на конец 2021 года среднесписочная численность в компании составила 49 человек. По итогам 2020 года компания показала выручку 134 миллиона рублей. За последующие годы отчетность о финрезультатах в открытом доступе не публиковалась.

В 2021 году три здания фабрики — «Конторское здание» и «Производственные корпуса обувной фабрики», «Производственные корпуса кожевенного завода» — включили в реестр объектов культурного наследия. Сами исторические корпуса на Заставской улице уже 10 лет как превратились в арт-пространство.

«Красный треугольник», резиновая фабрика


Галоши фабрики «Красный треугольник» носила вся страна. Сверху — блестящие черные, внутри — с красной байковой подкладкой, может быть, именно они вдохновили Кристиана Лубутена на создание культовых черно-красных шпилек, мечту дерзких модниц.

Галошный бум разразился в 1861 году, когда в Петербурге заработала фабрика гамбургского предпринимателя Фердинанда Краузкопфа: простые в производстве, галоши стали незаменимы и в городской непролазной грязи, и в глухой провинции. Их надевали на носок, на ботинок, модницы ныряли в них прямо в изящных туфлях. Утепленные модели обшивали изнутри мехом, облегченные делали с хлопковой подкладкой. Еще фабрика выпускала шины и другие изделия из резины.

Переименовали в «Треугольник» фабрику в 1908-м, «Красным треугольником» она стала после революции. До конца 1960-х завод был крупнейшим производителем товаров из резины. С 1970-х фабрика стала сдавать позиции конкурентам по части модернизации, и это было началом ее конца. С распадом СССР фабрику приватизировали, а в 2002-м она обанкротилась.

Сейчас «Красный треугольник» — самая крупная «заброшка» в Петербурге: 34 га земель и 545 тыс. «квадратов» недвижимости, ограниченная набережной Обводного канала, Старо-Петергофским проспектом, улицами Ивана Черных и Розенштейна.

Все, что осталось от калошного флагмана, — «Агентство территориального развития "Треугольник"», производитель конвейерных лент «ГСК "Красный треугольник"», производитель резинотехнических изделий «Производство-5 КТ», производитель шин «Петрошина», производитель резины для лопастей вертолетов «Спецпластина». Что не успели прибрать к рукам арендаторы, разворовывают мародеры.

Весной 2021 года власти заявляли, что хотят дать «Треугольнику» новую жизнь, но не успели: в сентябре того же года там взорвалась пиротехника, а в феврале 2022-го рухнула стена.

Шоколадная фабрика Крупской


Удивительный вкус шоколадных конфет фабрики имени Крупской представители старшего поколения помнят до сих пор. Без миндального в вафлях с шоколадной глазурью «Мишки на Севере», «Белочки» с начинкой из фундука и шоколада «Особый» не обходился ни один новогодний детский подарок, командированные в Ленинград посылками отправляли конфеты домой на периферию.

Фабрику основали в 1938 году, не останавливалось производство и в войну: шоколадка обязательно входила в состав «неприкосновенного запаса» на фронте, а для оказавшихся в блокаде ленинградцев там производили хвойную настойку, которая поддерживала силы.

В послевоенное время фабрике присвоили почетные звания «Предприятие отличного качества» и «Предприятие высокой культуры производства».

Закат эпохи наметился в 2006 году, когда 75% акционированной в приватизацию фабрики приобрела одна из крупнейших в Норвегии промышленных компаний Orkla. В 2011-м норвежцы запустили слияние с принадлежащим им кондитерским объединением «Сладко», в 2012-м фабрику начали консервировать и переносить производственные мощности в область. В 2014-м производственное здание на Социалистической продали девелоперам под общественно-деловой центр. В 2015-м всю свою долю в компании норвежцы продали фабрике «Славянка» в Старом Осколе, туда же перенесли часть производственных мощностей, а на производстве в Петербурге начались массовые увольнения.

История гегемона закончилась плохо — все, что осталось от фабрики, снесли в 2017 году. Томно-сладким запахом шоколада с перекрестка Социалистической и Боровой больше не веет — сейчас там высится апарт- отель.

Существует еще одно предприятие с похожим названием — ОАО «Фабрика им. Н. К. Крупской». Оно находится в городе Иваново, но к шоколадным конфетам не имеет никакого отношения — там производят мебель.

Фабрика мороженого «Петрохолод»

Отличное, клубничное, в пакетиках, брикетиках — в летний зной трудно представить себе хотя бы день без мороженого. По оценкам экспертов, поклонником прохладительного десерта считает себя каждый второй петербуржец, юное поколение включает его в тройку своих любимых лакомств наравне с шоколадом и чипсами.

Еще совсем недавно Петербург мог похвастать своим фирменным мороженым: на натуральном молоке, масле и сливках, а также фруктовых соках его готовили на предприятии «Петрохолод», которое входило в десятку крупнейших производителей мороженого в России и являлось лидером продаж в городе.

История комбината началась в 1936 году, когда на Полюстровском проспекте, 87, построили Холодильник № 6 Росмясомолторга. Но тогда о производстве мороженого никто даже не загадывал: предприятие предназначалось для хранения мясной, молочной, рыбной и ягодной продукции.

Чуть позже предприятие переименовали в Ленхладокомбинат № 6, но по сути это ничего не меняло: с конвейера ежесуточно выходили партии фруктового и молочного мороженого, сливочное и пломбир, эскимо на палочке и «Бородино», покрытое толстым слоем взбитой шоколадной глазури. Цены не менялись десятилетиями: что в 70-е, что в 80-е пломбир обходился в 20 копеек, эскимо на палочке — в 22 копейки. Самым дорогим сортом была «Лакомка» в шоколадной глазури, нанесенной по специальной технологии, — 28 копеек.

В 1993-м Ленхладокомбинат № 6 стал ОАО «Петрохолод», под конец века в городе производили мороженое только здесь и на Ленхладокомбинате № 1. По данным на 2007 год, «Петрохолод» выпустил 80 видов мороженого, его продукция покрывала треть потребительского рынка в городе.

Закончилась история Ленхладокомбината № 6 в конце 2020 года, когда его выкупили структуры, связанные с «НБК-Строительство». В начале 2021 года новый собственник решил снести советские постройки. На месте фабрики мороженого к 2026 году намерены построить 125 тыс. кв. м жилья высокого комфорт-класса. Все торговые марки предприятие передало своему нынешнему партнеру, компании «Айсберри», теперь мороженое делают на её площадке в Вологде под присмотром технологов петербургского завода.

ЛОМО, Ленинградское оптико-механическое объединение

Пленочный фотоаппарат «Смена» вырастил из советских пионеров не одно поколение фотохудожников и фотокорреспондентов. Простой и доступный, его можно было купить на сэкономленные на завтраках деньги, устойчивый к ударам аппарат был верным спутником в дальних походах, вылазках на пляж и поездках к бабушке в деревню. К высококачественной аппаратуре отнести его было нельзя, но при должном умении снимки получались ничуть не хуже. «Смена-8М» попала даже в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый фотоаппарат планеты.

Фотоаппараты собирали на Ленинградском оптико-механическом объединении имени В. И. Ленина (ЛОМО), оно выросло из оптического завода, открытого на Чугунной улице в Петрограде.

Официальное открытие завода состоялось в 1914-м, в год начала Первой мировой войны. Поначалу заводские конструкторы выполняли в основном заказы военно-морского флота — ЛОМО выпускал прицелы, призматические бинокли, дальномеры, которые до его создания приходилось ввозить из-за границы.

В Великую Отечественную завод ориентировался на нужды фронта, и даже в блокаду здесь продолжали производить прицелы, панорамы, взрыватели для снарядов. Немецкая авиация несколько раз бомбила стратегически важный объект, разрушила один из лучших корпусов, но завод продолжал работать.

Собирали здесь и мирную продукцию: телескопы, микроскопы, спектрографы, видеомагнитофоны, киноаппаратуру и, конечно же, фотоаппараты. На счету астромастерской — создание оптического комплекса Ленинградского планетария, единственного в Европе телескопа-астрографа для фотографирования небесных светил для Пулковской обсерватории.

Техника с маркой ЛОМО пользовалась популярностью в СССР и за рубежом — она экспортировалась более чем в 80 стран мира.

В 1993 году завод приватизировали, и он официально стал акционерным обществом «ЛОМО». Под дых флагману ударил кризис 90-х: завод потерял большую часть сотрудников, сократилась номенклатура выпускаемой продукции. Но завод выстоял.

Сегодня «ЛОМО» вышел на новый уровень — освоил выпуск приборов для эндоскопии и телемедицинских комплексов, лазеров, светодиодных светофоров, приборов ночного видения и телескопов. По итогам 2021 года выручка от продаж составила 6 миллиардов 218 миллионов рублей, здесь работают 1879 человек (по данным СПАРК на 31.12.2020).

«Петмол», молочный комбинат

Старшее поколение петербуржцев еще помнит те времена, когда в сметане была сметана, в кефире — кефир, молоко имело вкус молока, прокисало всего через два дня, поэтому и бегать в гастроном за свежим приходилось едва ли не утром или максимум в обед. К этому свойству натурального молока производители относились практично — так на прилавок попадали кефир, ряженка, ацидофильное молоко, напиток «Снежок». Ассортимент «молочки» был невелик, зато содержание белков и жиров выверялось до миллиграмма и соответствовало ГОСТУ.

Лидером по производству молока в советское время в Ленинграде был молочный комбинат № 1 имени Кирова, в середине 60-х его даже наградили орденом Ленина.

История комбината началась в 1934 году, когда на территории бывшего скотопригонного двора на углу Московского проспекта и набережной Обводного канала возвели самый большой в Европе молочный завод. Работал комбинат и во время блокады — даже когда прекратились поставки сырья из колхозов, здесь освоили выпуск молока из соевых бобов, спасшего жизни многим ленинградцам.

В 1992-м предприятие приватизировали и назвали коротко — «Петмол». В перестроечные времена фабрика еле держалась на плаву, но в 2000-е сделала рывок и стала успешным предприятием. Настолько, что лакомый кусочек в 2007-м выкупила компания «Юнимилк», само же общество прекратило деятельность при присоединении. Новые владельцы перевели производство из центра в промзону на Парнас, а историческую территорию завода на Московском проспекте продали под коммерческую и жилую застройку. В 2018-м бывшее здание «Петмола» начали сносить. Сейчас на месте фабрики высится жилой комплекс.

«Невская косметика»

Едва ли найдется в России квартира, где в ванной комнате хотя бы раз не побывала зубная паста «Жемчуг» общества «Невская косметика». Их крем «с зайчиком» на тубе и «Ланолиновый» выручали народ в 90-е, когда на полках в магазинах было шаром покати. На тушь-плевательницу для ресниц модницы просто молились — никакой другой было не достать.

Трудно поверить, но история предприятия, начавшаяся с маленького свечного заводика, уже перевалила 180-летний рубеж. Прадедушкой современной «Невской косметики» было «Санкт-Петербургское общество производства стеариновых свечей». Документы на его создание император Николай I и министр финансов Е. Ф. Канкрин подписали в 1839 году. Новое предприятие назвали «Санкт-Петербургский Невский завод», где стали производить по оригинальному рецепту стеарин, олеин и мыло. Уже в 1843 году на Шестой всероссийской мануфактурной выставке продукцию завода отметили знаком качества — изображением государственного герба. Через несколько лет производство пострадало от пожара. Но это сыграло заводу только на руку, полученные по страховке деньги управляющий пустил на оснащение завода передовой техникой — приобрел паровую машину мощностью 40 лошадиных сил, гидравлические прессы, машины для плетения фитиля и обрезки свечей. И награды потекли рекой: герб империи в 1861-м, подтверждение права на его использование в 1865-м, медаль Русского технического общества в 1870, 1882 и 1896-м.

Настоящий прорыв случился в начале 20-го века — завод выпустил мыло «Нестор». Сорт удостоили высшей награды на Парижской выставке, не пытался его подделать и нагреть руки на славе высококачественного товара разве что лентяй.

После революции фабрика семь лет простояла без дела: сначала она перешла в руки рабоче-крестьянского государства, потом отошла штабу Красной армии Невского района.

В 1925-м производство восстановили, сделали частью Ленинградского государственного жирового треста («Ленжет») и назвали «Государственный Невский мыловаренный завод № 3». Ассортимент мыла рос как на дрожжах и достиг нескольких десятков. На всю страну фабрику прославили «Ленинград», «Будь готов» и «Нева».

Не останавливался завод и в войну — отсюда отправляли на фронт порошки для горючих смесей, динамитный глицерин и мыло.

Новый рывок случился в 1952-м, когда завод наладил выпуск зубной пасты и стал развиваться в этом направлении. Тот самый старый добрый «Жемчуг» завод выпускал с 1970 года.

Еще одной визиткой фабрики стали кремы, жидкое мыло и шампуни. Знаменитый «Ланолиновый» крем начали выпускать здесь в 1955 году.

В 1992 году предприятие акционировалось и получило современное название — «Невская косметика». А в 1995-м случился новый рывок — в компании разработали зубную пасту «Новый Жемчуг», снова собравшую почетные награды широким бреднем — от «Бренда года» до «Товара года».

Сегодня в ассортименте компании несколько десятков наименований и направлений продукции, начиная от средств ухода за нежной кожей малышей и заканчивая средствами для стирки.

По итогам 2021 года выручка компании достигла 11 миллиардов 647 миллионов рублей. На производстве работают 629 человек (по данным СПАРК на 31.12.2020).

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
72
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях