В северо-западной части Васильевского острова началось создание последних намывных территорий — «Новый Васильевский» должен быть построен к 2034 году. Часть местных жителей активно выступает против. На недавнем Градсовете утвердили эскиз будущих кварталов. «Фонтанка» расспросила руководителей архитектурных бюро, работающих над проектом, о деталях будущей масштабной стройки.
Проект по намыву территории, а затем ее застройке на северо-западной части Васильевского острова реализует ведущий строительный холдинг Петербурга «Группа ЛСР». Разработкой мастер-плана почти 162 га территории занимаются сразу пять архитектурных бюро: «Евгений Герасимов и партнеры», «Урбис-СПБ», «Земцов, Кондиайн и партнеры», «Интерколумниум» и «Архитектурная мастерская «Б2».
Дорога к морю
После заседания Градсовета прошло чуть больше месяца, но проект, по словам Феликса Буянова, главы «Архитектурной мастерской Б2», уже немного видоизменился. Так авторы оперативно реагируют на конструктивную критику коллег, высказанную в ходе бурного обсуждения. В частности, в ответ на замечание Михаила Мамошина о том, что будущая Приморская площадь недостаточно велика относительно обычных проездов, была несколько пересмотрена внутренняя структура. По замыслу архитекторов, выявлена центральная ось проекта, которая станет связующим звеном между намывными землями и материком.
«Мы надеемся, что это будет колоссальная эспланада с постоянно меняющимся сюжетом, но сценарий будет общий — это дорога к морю от существующей части Васильевского острова, которая будет заканчиваться видом на пассажирский терминал, Кронштадт и «Лахта центр», — говорит Феликс Буянов.
По плану за набережной вдоль берега моря будет располагаться «парадная» застройка жильем, следующим слоем низкоэтажная общественная застройка — это школы, детские сады плюс большое количество зелени. Поскольку эта территория разделена не на прямоугольные участки, а имеет сложную форму, то применить типовые решения для социальных учреждений будет сложно. За зеленым «серпом», ближе к проспекту Крузенштерна застройка будет более высокая и более плотная, там же — центральная площадь, которую предлагается посвятить русским морякам-первопроходцам: Крузенштерну, Лазареву, Беллинсгаузену и Лисянскому. В центре, возможно, как раз и появится обелиск с фигурами мореплавателей.
На площадь попадаешь через арку, которую планируется сделать в одном из домов. Вокруг площади будет центральный парк в форме веретена: пространство сначала расширяется, потом — сужается. Через парк попадаем на бульвар, дальше — Приморская площадь и, наконец, набережная. По словам Буянова, переход магистрали сделан в одном уровне, без дополнительных мостов и развязок, потому что предполагается, что набережная не будет нести большой транспортной нагрузки.
Ось, проложенная от моря, продолжится пешеходным мостом над ЗСД, который выйдет к Капитанской улице и обеспечит связь района с «материком» для людей. Это как раз ответ на замечание с заседания Градсовета, что «никаких переходов со «старой» части острова на намыв не предусмотрено».
Не распихивать деревья между домами
Права на завершение глобального намывного проекта «Морской фасад» «Группа ЛСР» выкупила у компании «Терра нова». Со стройкой в северной части острова не задалось, в итоге на заброшенном песке по кромке моря выгуливали собак, а в жаркое время здесь образовался стихийный пляж. Возобновление работ и появление строительного забора были встречены жителями не с восторгом. Но архитекторы утверждают, что пляжная зона в новом проекте как раз предусмотрена — она будет не меньше той полоски песка, к которой все привыкли.
— Есть возможность разместить такую зону в устье реки Смоленки, — уточняет Евгений Подгорнов. — Будут нормальные, продуманные 550 метров песка — василеостровцам можно будет только позавидовать!»
Если же говорить в целом о планировании территории «с нуля», то, по словам архитектора Евгения Герасимова, у этого есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, здесь можно с нуля сделать все, что захочется: высадить деревья там, где хочется, выдержать проект планировки полностью. Здесь проложат новые инженерные сети и не будет опасений, что при уплотнительной застройке старые сети не выдержат. В этом же и минус: нет исторического контекста, все надо делать с нуля.
Евгений Подгорнов отмечает, что главная ценность квартала — это наличие воды, поэтому береговая линия делает его уникальным. «Понятно, что будет и внутренняя часть, от этого никуда не деться, —поясняет зодчий, — но пронизывание лучами-улицами позволит видеть воду отовсюду». Однако, береговая линия — это еще и сильные ветра с залива, поэтому основная масса общественных пространств будет все-таки внутри кварталов, защищенных от ветра, на внутреннем периметре вдоль школ и детских садов».
На заседании Градсовета руководитель студии «А.Лен» Сергей Орешкин высказал мнение, что кварталу необходима структура-доминант, даже если это потребует превышения регламента. Евгений Подгорнов в ответ на это замечает, что в составе кварталов будут точки высотой до 70 метров, но основная застройка — высотой 6–9 этажей. При этом дома будут расположены достаточно плотно, освобождая место для более крупных зеленых пространств. «Я сторонник того, чтобы не создавать зеленые зоны на кровле гаража, не распихивать деревья по нормативу между домами, а более плотно застроить участок, чтобы высвободить кусок территории, которая будет реально зеленой», —подчеркнул Подгорнов.
Против ярмарки тщеславия
Пока архитекторы только приступили к разработке фасадных решений. «Вряд ли здесь будет много историзма, хотя, допускаю, некоторая часть зданий может быть решена в исторических аллюзиях», — говорит Феликс Буянов. В частности, этому будет способствовать использование клинкерного кирпича для облицовки фасадов. Кроме того, по словам Феликса Буянова, сейчас ренессанс клинкера в Европе и мире.
Евгений Подгорнов также подчеркнул, что условия по материалам диктует непростая петербургская погода: «Хотелось бы, чтобы фасад был долговечным, поэтому мы уходим от дешевых материалов, которые быстро потребуют ремонта».
По словам Евгения Герасимова, поскольку проект рассчитан на долгую реализацию — до 2034 года, то он неизбежно будет меняться, подстраиваться под требования времени. «Это должен быть очень живой проект, подвижная структура, а не мастодонт эпохи позднего социализма». В качестве антипримера он привел Центр Фирменной Торговли на Новосмоленской набережной, который был построен в середине 80-х годов прошлого века. Это здание на полторы тысячи квартир имеет протяженность около 1 км, в нем 40 подъездов. Оно занимает целый квартал и представляет собой единую монолитную структуру. Новый район, в отличие от него, не будет одним жестко спланированным ансамблем. «Новый Васильевский» будет включать несколько архитектурных сюжетов, — говорит Герасимов. — Ведь наверняка за десятилетие появятся какие-то новые тренды».
Хотя в проекте участвуют 5 архитектурных команд, Евгений Герасимов не ожидает, что он получится слишком пестрым: «Да, это не будет ансамбль из домов какой-то одной серии, но и не будет той цветовой вакханалией, которую мы видим в разных местах в новостройках нашего города. Не думаю, что стоит ждать каких-то футуристических форм — просто сдержанная, современная архитектура». Кирпич же, по его словам, придаст домам ощущение долговечности.
«Ценность такого подхода, когда 5 команд проектируют различные жилые группы, в том, что при общем дизайн-коде дома все равно будут отличаться друг от друга, — говорит Евгений Подгорнов. — Если бы делала одна компания, то она старалась бы так или иначе удержаться в одном ключе, а здесь каждая команда продвигает какие-то свои идеи». При этом всех объединяет один застройщик, что должно помочь избежать проблем, возникших в южной части острова. «Там начинали работать 3–4 компании, потом начали продаваться участки, и застройка стала еще более пестрой, дома не сочетались друг с другом, а самое главное, было непонятно, кто развивает территорию в целом, кто делает дороги — застройщики, город или кто-то еще, что привело к большому количеству проблем».
Феликс Буянов согласен, что наличие одного девелопера — это некий регулирующий фактор, который позволит снять противоречия между различными яркими решениями, сделает их более совместимыми друг с другом. «Это позволяет избежать ярмарки тщеславия, когда каждый старается перекричать соседа, мы же стараемся достичь слаженного хора», — резюмировал он.
На самообеспечении
Главное опасение членов Градсовета заключалось в том, что преобладание жилой застройки приведет к превращению квартала в очередной спальник, только расположенный практически в центре города. Разработчики проекта с этим не согласны.
«У условного Мурино, с которым некоторые пытались сравнивать наш проект, две проблемы — транспортная и рабочая: туда не въехать и не выехать, и там негде работать, — размышляет Евгений Герасимов. — Здесь ситуация совершенно другая — для проезда есть ЗСД, есть набережная Макарова, запроектировано 130 тыс. кв. м помещений коммерческого назначения только в жилых домах — и это без учета школ, садиков и других социальных объектов. Весь проект рассчитан на 30 тыс. жителей, а если брать даже по 1 работающему на 10 кв. м., то коммерция даст около 13 тыс. рабочих мест. Так что квартал сам себя обеспечит работой. Конечно, мы понимаем, что не все живущие тут, будут тут же и работать, но, тем не менее, рассчитываем, что общественная жизнь будет весьма активной».
Следующим шагом в разработке проекта будет утверждение его архитектурно-градостроительного облика, а затем уже переход к проектированию. Пять студий решили согласовать его одновременно, чтобы убедиться, что никто не отступает от намеченного мастер-плана. Ожидается, что затем за 2–3 года будет разработана проектная документация, а строительство завершится к 2034 году.
Мария Мокейчева, «Фонтанка.ру»