Уход западных компаний освобождает ниши для российских — стартапам не придется «толкаться локтями» с крупными игроками. О том, какая инфраструктура нужна для развития технологического предпринимательства, почему технопарк для девелопера — это не благотворительность и что нужно крупным заказчикам, рассказал в интервью «Фонтанке» Юрий Сапрыкин, вице-президент по региональному и международному развитию Фонда «Сколково».
— Снижение объемов венчурных инвестиций во втором квартале — это долгосрочный тренд или временное затишье?
— Временное затишье, я в этом даже не сомневаюсь. Мы видим, как обошлись за рубежом с российским капиталом. Крупные игроки, активы которых арестовали, инвестировали и в стартапы «Сколково». И если раньше у них были мысли иногда инвестировать во что-то за рубежом, сейчас взгляд обращен исключительно на внутренний рынок. Я думаю, статистика сегодняшнего дня — это затишье и переосмысление. То, что в будущем будет бум, — я не сомневаюсь. А вот куда его направить и как им воспользоваться — это уже другой вопрос.
— Насколько в принципе равномерно развиваются стартапы по регионам? Есть ли какие-то региональные особенности?
— Каждый регион уникален. Конечно, некоторые более активны в силу специфики инфраструктуры, есть технопарки, как следствие больше проектов. У «Сколково» сейчас 22 региональных партнера, а всего стартапы есть в 64 субъектах РФ. Понятно, что такие субъекты как Петербург, Москва, Татарстан, Екатеринбург — это крупные регионы с большим количеством компаний, сильной академической средой, поэтому интенсивность работы в них выше, чем в остальных.
— Нам, конечно, интересно узнать про Петербург — как здесь обстоят дела?
— Я бы сказал, что Петербург и Москва — это как проекция всей страны. Всего в Петербурге у «Сколково» 264 компании, из них половина — из сферы IT. Это понятно, тут, например, расположен Университет ИТМО — сильный интеллектуальный, научный центр. Остальные компании примерно поровну распределены между биомедицинским, энергетическим и промышленным направлениями.
— В чем сегодняшняя ситуация сыграет в плюс, а в чем — в минус для стартапов?
— Основные сложности возникли у тех компаний, которые вынуждены спешно переориентироваться с каких-то традиционных для себя рынков на другие, прежде всего из США и Европы. У нас в «Сколково» около 400 компаний, которые имеют валютную выручку и торгуют вне страны, и для них ситуация сложилась не очень благоприятно. Чтобы переориентироваться, нужны определенные усилия, инвестиции, время, чтобы преодолеть дискомфорт. Но это условия, на которые мы повлиять не можем. С другой стороны, когда открываются новые рынки, на которые ты раньше не смотрел, иногда просто не доходили руки, — это хорошо. Конечно, это тоже требует усилий — интеллектуальных, финансовых, но есть возможность сделать рывок. Мне кажется, что и на внутреннем рынке освобождаются целые ниши. Так что, может быть, не надо ехать в Китай, Индию или Арабские Эмираты, стоит сначала посмотреть на внутренние ресурсы. Стартапу для начала много не надо, а сейчас «толкаться локтями» стало гораздо проще, потому что не приходится конкурировать с гигантами. Здесь главное — правильно определить приоритеты и не распыляться, потому что у небольших технологических компаний ограничены ресурсы — и человеческие, и финансовые. Важно правильно определить точку приложения сил и сосредоточиться на ней. Мы ожидаем, что на такие проекты будет колоссальный внутренний спрос. И надо сказать, что уже сейчас есть конкуренция. Даже в «Сколково» компаний, занимающихся одной и той же тематикой, десятки, а в стране их еще больше. И это хорошо — кто-то быстрее развивается, кто-то медленнее. Поэтому драматизировать не надо, но не надо и заниматься шапкозакидательством. Трудности есть, но надо сосредоточиться и двигаться вперед.
— Вы говорите, что будет большой спрос. А на что?
— Мы стараемся отслеживать запросы рынка. Например, у нас есть новая программа по «доращиванию» стартапов для индустриальных партнеров. Несколько месяцев назад мы в очередной раз запустили акселерационный конкурс Build Up. Собираем крупнейших застройщиков, они формулируют свои задачи, и под них ищем стартапы. Финалистам мы даем грант до 7 млн рублей, чтобы они доработали свои продукты в интересах этого застройщика. И наша задача не просто показать какие-то цифры, а сделать так, чтобы квартира стала дешевле, удобнее. Например, недавно с петербургскими застройщиками обсуждали их потребности.
— И что им нужно?
— Системы управления, элементы умного дома: умные домофоны, умные двери, современные строительные материалы, которые позволяют лучше теплоизолировать квартиру, снижение затрат на отопление. Понятно, что все стремятся улучшить качество и уменьшить себестоимость. Это главный вызов для застройщика, потому что материалы дорожают и каждый пытается найти что-то, что позволит ему быть более конкурентным по цене и качеству.
— Вы упомянули технопарки как элемент инфраструктуры стартапов. В чем их задача?
— На мой взгляд, у технопарка есть две основные проекции. Первая — это территория, людям надо где-то физически находиться. Если айтишники еще могут где-то дома «на коленке» что-то делать, то биомедицинский стартап должен сидеть рядом с лабораторией и целыми днями заниматься доработкой своего продукта. Если вы посмотрите на технопарки наших региональных операторов, например на «Ленполиграфмаш», — это в первую очередь пространство, которое обладает офисными и лабораторными возможностями, чтобы стартапы развивались. С другой стороны, сама по себе площадь или сами по себе станки ничего не значат без толковой управляющей компании. Когда мы начинали региональную работу, некоторые технопарки стояли пустыми. Там был директор и главный бухгалтер, которые говорили: «Идите к нам, айтишники, мы дадим вам дешевую аренду». Это в корне неправильно. Технопарк — это во многом, а может, и в первую очередь, не инфраструктура, а люди, которые должны помогать расти компаниям. Они должны создавать движение на этой территории — привлекать инвесторов, мероприятия проводить, чтобы стартапы находили между собой какие-то коллаборации. Мы видим, что в технопарки необходимо «приземлять» еще и культурную составляющую. Сегодня много говорят о вкладе креативной экономики и творческих профессий в развитие общества. Да и любой продукт сегодня, например телефон, — это тоже произведение искусства. Потому что это не только чипы — это и дизайн, это кнопки, оформление. Поэтому в каждом технопарке мы стараемся создать пространство для творческих людей: от блогеров, которые должны продвигать технологическую повестку в массу, до дизайнеров, которые могут всё правильно «упаковать». Это тоже важно, потому что в прошедшие 5–10 лет технопарки больше рассматривались как своеобразные лаборатории. Но сегодня технологии не могут развиваться интенсивно без креативной части.
— Технопарк — это благотворительность или инвесторам интересно туда вкладывать средства?
— Сегодня технопарк — это достаточно успешный девелоперский проект. Если у вас есть деньги, то можно построить панельную 9-этажку, можно — торговый центр. Но как показала ситуация, например, в пандемию, когда у тебя начинают съезжать арендаторы, то бизнес начинает страдать. Или ставки по ипотеке подняли — и спрос на жилье упал. А технопарки становятся успешными девелоперскими проектами, так как там сидят успешные компании. Если компания успешна, то она сможет платить даже выше рынка. Если мы посмотрим на 22 региона, где находится «Сколково», в большинстве технопарков ставка аренды выше, чем в других объектах на той же территории. У компании есть выбор — сесть в обычном бизнес-центре, где будет кабинет, чай-кофе, ресепшен, кулер. А можно сидеть рядом с командами, с которыми вместе можно заработать больше денег. А если больше заработаешь — сможешь больше заплатить за аренду. Поэтому мы смотрим на эти инфраструктурные проекты — частные, государственные и частно-государственные, в том числе с точки зрения успешности, как на девелоперские проекты.
— Чем технопарк отличается от бизнес-инкубатора?
— Бизнес-инкубаторы нужны для маленьких компаний. Если у тебя в компании три человека, то брать арендную ставку, как в «Москва-Сити», наверное, неправильно. У нас в технопарках тоже есть бизнес-инкубаторы, коворкинги, и мы готовы даже бесплатно где-то давать компаниям площади, чтобы они могли развиваться. Но нельзя же сидеть год, два, три бесплатно. Тогда возникает вопрос, что же это за бизнес такой, если ты даже за аренду заплатить не можешь? Как ты людям платишь зарплату? Конечно, должны быть территории в технопарках для начинающих компаний, чтобы они подрастали. Но в целом они должны смотреть на успехи товарищей и мечтать стать, как они.
— Сколько нужно технопарков, например, в Петербурге?
— Сложно сказать — в том же Китае, например, больше 1 000 технопарков на всю страну и появляются новые. В Петербурге есть амбициозный проект кампуса ИТМО, есть «Ленполиграфмаш» — тоже большой инфраструктурный проект. Я бы ориентировался на соотношение проектов к численности населения — на миллион человек должно быть примерно 100 проектов. В Петербурге пока их 264, но может быть 500–600, я думаю. Хотя уже сейчас «Ленполиграфмаш» не вмещает всех, кто хотел бы стать резидентами. Поэтому еще как минимум два больших технопарка площадью 20–30 тыс. кв. м, думаю, можно было бы построить.
— Это ориентировка для инвесторов?
— Да, мы видим интерес к этому направлению девелопмента. Например, в Иваново частный инвестор создает технопарк. Хотя, казалось бы, там есть сложности и с проектами, и с технологической составляющей. Но тем не менее человек видит перспективы.
Мария Мокейчева, «Фонтанка.ру»