Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Продавец уходит в онлайн. В магазинах электроники дефицит маскируют коробками

Продавец уходит в онлайн. В магазинах электроники дефицит маскируют коробками

29 706

Такого в магазинах электронной и бытовой техники продавцы не видели, пожалуй, со времен кризиса 2014 года — ходового товара нет и в помине, осталось только то, что попроще и подешевле. Но и сказать, что в глаза бросаются зияющие пустотой полки, тоже нельзя — с 24 февраля продавцы научились держать покерфейс и маскировать пустые прилавки тем, что есть в наличии, а всех негодующих по поводу жидкого ассортимента отправляют в онлайн, на официальные сайты.

И если скептически настроенные граждане склонны драматизировать: мол, товар закончился, больше его не будет, а магазины электроники скоро все закроют, игроки отрасли и эксперты объясняют происходящее иначе.

Полчища коробок на прилавках


Персонал магазина DNS в торговом центре «Пик» на Ефимова, 2, замаскировал пустоту на полках возле телевизоров полчищем упаковок сетевых фильтров. Такая же картина и в отделе наушников — коробки со стереофоническими устройствами заняли весь прилавок от края до края.

Правда, заделать пустоту там, где выставлялись фитнес-браслеты и новинки от Honor, ничем не вышло — опустевшие столики опутаны ставшими ненужными проводами.

В отделе роботов-пылесосов картина чуть повеселее, что, видимо, объяснимо — когда непонятно, что будет завтра, как-то не до жиру. А вот в отделе ручных пылесосов грустно: в наличии лишь простенькие модели, и из «випового» внезапно Bosch за 28 тысяч рублей.

— Хотели купить моющий пылесос, но тут вообще ничего нет в наличии. Пойдем искать в интернет-магазин, — поделилась с «Фонтанкой» петербурженка, которая привела в магазин за покупкой всю семью.

Вот только, как правдоподобно отбиваться от приставучих покупателей, продавцы не придумали.

— У вас так много сетевых фильтров в углу — это вы так дефицит товара маскируете?

— Просто у нас много фильтров, вот там все и сложили — куда же их еще девать? — выкручивается как может консультант зала.

Похожее запустение и в «М.Видео». Витрины, где когда-то была выставлена встраиваемая кухонная техника и варочные панели, сейчас заставлены коробками. На полках с кухонной посудой маскируют излишек свободного пространства кастрюлями — наборы из пяти штук теперь стоят не компактной пачкой, а растянулись во всем своем великолепии на ширину полки.

— Почему у вас товара мало? Когда все вернется, как раньше? — вопрошал журналист на кассе.

— Вы что, такие события в стране! Следите за наличием товара в интернет-магазине, нам о новых поступлениях не сообщают, — продавец явно нервничал — с него слетел весь лоск услужливого и улыбчивого менеджера.

1 из 7

Режим оптимизации


Несмотря на серьезное сокращение ассортимента в зале, продавцы электроники изо всех сил держат марку и стараются не сокращать торговые площади.

— «М.Видео-Эльдорадо» не планирует менять формат — мы обеспечиваем бесшовный покупательский опыт онлайн и в магазинах. Мы всегда внимательно относились к точкам присутствия, отслеживая трафик ТЦ, арендные затраты и прочие факторы, влияющие на экономику каждого магазина, и в случае необходимости закрываем или переводим магазины в другую локацию. Сейчас в Санкт-Петербурге и области наша сеть насчитывает порядка 70 магазинов, — рассказали «Фонтанке» в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо».

Но былого размаха во вновь открываемых магазинах уже нет, говорит эксперт рынка недвижимости Екатерина Лапина из агентства недвижимости АН LAPINA.

— «М. Видео» уже работает в меньшем формате, ранее они открывали площадки в 2–2,5 тысячи квадратных метров, последние — в 1–1,5 тысячи кв. метров. «Эльдорадо» закрывает сейчас ряд магазинов. «ДНС» пока находится в режиме оптимизации и обдумывает будущий формат работы, есть размышления пересмотреть формат из розницы в онлайн-заказы в большей степени. При этом все сети сокращают площади, так как в связи с сокращением ассортимента они высвободились.

Пугаться ухода продавцов электроники и бытовой техники в Интернет, говорят эксперты, не стоит — этот шаг делает шоппинг проще и дешевле.

— Чаще всего якорные арендаторы сокращают площади для более эффективного использования, разрабатывая при этом онлайн-сервисы, которые мотивируют развивать сеть. Поэтому они делают ребрендинг и добавляют в магазины новые линейки товаров и услуг, а также развивают формат click&collect, что делает их более привлекательными среди других ретейлеров, — говорит Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia.

Формат click&collec, или по-русски заказ товаров через Интернет, и доставка в удобную точку ближе к дому, укоренившись в сознание людей за два года пандемии коронавируса, прижились накрепко.

— В целом если в прошлом году трафик интернет-магазинов электроники в среднем сокращался в начале года и только после апреля начал постепенно расти до июля включительно, то в этом году мы видим ситуацию, когда трафик значительно вырос в марте и теперь начинает постепенно снижаться по отношению к предыдущим месяцам. Так, если в январе-феврале посещаемость в интернет-магазинах снижалась в темпах прошлого года (в районе 10% к предыдущему месяцу), то в марте средний рост составил более 20% к предыдущему месяцу. В апреле посещаемость снизилась относительно предыдущего месяца более чем на 15%, тем самым почти вернувшись к значениям до марта. Однако если сравнивать с прошлыми годами, то в апреле посещаемость выросла более чем на 20% относительно 2021 года и на 10% относительно 2020 года. В мае, несмотря на небольшое снижение к предыдущему месяцу, посещаемость также всё ещё выше майских значений 2021 года на 10%, — говорит ведущий аналитик секторальных исследований первого в России исследовательского агентства, специализирующегося на интернет-рынке, Екатерина Дайняк.

Глядя на отсутствие ассортимента в магазинах, делать выводы о тотальном обеднении рынка электроники и бытовой техники в России преждевременно.

— Говорить о каких-то брендах, позициях я бы воздержался — рынок сейчас очень волатильный. Где-то падение рынка происходит на фоне макроэкономических изменений — доходы у людей упали, где-то поставщик перестал отгружать продукцию, складские запасы иссякают, но обе эти динамики смешанные, — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

«Ждем китайские бренды»


Судя по всему, покупать еще есть что. Если говорить о количестве заказов, то как в среднем, так и суммарно эксперты наблюдают постепенный рост за последние три месяца.

— Во многом это связано с увеличением доступности. Так, по сравнению с концом марта, в конце июня средняя цена KVI-товаров (Key Value Indicators — товары, которые влияют на восприятие уровня цен в магазине. — Прим. ред.) значительно снизилась. Одновременно повышается доступность категорий на крупнейших универсальных маркетплейсах — Ozon.ru и Wildberries.ru. Особенно выросло количество доступных SKU (единица складского учёта. — Прим. ред.) в таких категориях, как телевизоры LG, холодильники «Бирюса», смартфоны Xiaomi и ноутбуки HP, — подчеркнула Екатерина Дайняк.

Тем более что игроки рынка отмечают: логистические трудности, вопросы оплаты товара, поиск новых поставщиков — все эти вопросы постепенно решаются, — рассказали «Фонтанке» в пресс-службе компании «Ситилинк». Которая, к слову, на заре своего создания отказалась от формата магазинов с товарами на полке, сделав ставку на компактные склады-магазины и пункты выдачи.

— Сейчас сужение ассортимента не ощущается. У нас более 150 тысяч наименований товаров. Широкий выбор по всем востребованным категориям. Сегодня цены на многие товары ниже, чем в начале года. Средняя цена товара в категории крупной бытовой техники снизилась по отношению к марту более чем на 30%, а по отношению к началу года — на 14%, — рассказали в «Ситилинке».

Упор в части новых брендов, не скрывают в компании, делается на страны Восточной Азии.

— Мы ждем поставки новых брендов, в том числе китайских, с доступными ценами и хорошими характеристиками продукции, — отметила Полина Упитис, PR-директор компании «Ситилинк».

В «М.Видео-Эльдорадо» сделали ставку на собственные торговые марки — Hi и Novex. Как отмечают в компании, цены на них демократичны, благодаря чему спрос вырос более чем вдвое к прошлому году.

— Ретейл с марта взял на себя социальную инициативу по сдерживанию розничных цен. Кроме того, мы фокусируемся на расширении ассортимента: привлекаем новых партнеров-производителей и дистрибьюторов, продолжаем взаимодействовать с доступным пулом брендов, — отметили в «М.Видео-Эльдорадо».

Эксперты сходятся во мнении, что, возможно, благодаря легализованному в России механизму параллельного импорта, до конца года дефицита электроники удастся избежать. Но усилия сделать придется, хотя бы для того, чтобы наладить логистические цепочки и системы платежей между третьими странами и Россией.

— Если не будут отлажены логистические цепочки и система платежей, то запасов импортной электроники и бытовой техники в России может хватить на несколько месяцев, — считает Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia.

Оправданный шаг


Несмотря на модные тенденции — торговать в Интернете, ныне здравствующие торговые сети полностью отказываться от формата магазина и переходить в онлайн не спешат.

— Наш источник сообщает, что ваш магазин рассматривает вариант уйти в онлайн и закрыть все торговые площади.

— Это глупости. У нас площади постоянно находятся в динамике — что-то открывается, что-то закрывается. И какое-то сальдо всегда есть — либо положительное, либо отрицательное. Последнее время оно было скорее отрицательное. Но никакого целенаправленного сокращения у нас нет, — рассказал «Фонтанке» Дмитрий Алексеев, владелец сети магазинов «ДНС».

Но даже если магазины техники будут закрываться, это не значит, что только лишь из-за отсутствия товара.

— Давайте будем разделять две причины. Первая — это отсутствие товаров на рынке, и в связи с этим сокращение площадей. Вторая причина — падение доходов населения, когда люди не покупают тот объем, на который рассчитывал ретейлер, а при этом арендная плата какая была, такая и остается. В желании сократить торговые площади, как я вижу, проявляется все-таки больше падение доходов населения, нежели уход с рынка каких-то компаний или товаров, — делится мнением Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

К тому же у e-commerce, отмечает Иван Федяков, можно найти цены более выгодные, что важно при снижении доходов населения, и можно гибче подстраиваться под изменения — у сейлеров в маркетплейсах нет обязательств по площадям, как у обычных ретейлеров. Ну и в целом потребители уже привыкли покупать онлайн.

— Не хватает критической массы людей. Мы видим закрытые кинотеатры, закрытые магазины крупных сетей, иностранных и международных. Так что в закрытии магазинов техники я вижу скорее макроэкономические трудности. Они объективны, на них практически невозможно повлиять, и в среднесрочной перспективе они никуда не денутся — все прекрасно понимают, что эта ситуация быстро не исправится, — полагает Иван Федяков.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях