Чуть больше 20 выпускников в Петербурге смогли сдать ЕГЭ по физике или химии на 100 баллов. Число максимальных оценок резко снизилось по сравнению с прошлым годом. Некоторые педагоги увидели в этом последствия дистанционки, а часть экспертов говорит о неумении выпускников правильно читать условия задачи.
Выпускники 2022 года первыми в стране выучились по новым образовательным стандартам с начальной школы. Задания на ЕГЭ в этом году также изменили под ФГОС. В телеграм-канале комитета по образованию Петербурга уточняется, что стандарты направлены не на заучивание формул и дат, а на практическое применение полученных знаний.
«Проверяемое содержание по предметам не изменилось, однако больший акцент был сделан на задания, требующие продемонстрировать навыки анализа различной информации, умение рассуждать и аргументировать свою точку зрения, использовать предметные знания для решения практических задач», — объяснили в Смольном.
В комитете по образованию также уточнили, что из-за разницы заданий некорректно сравнивать результаты ЕГЭ этого и прошлого года. Однако не все из опрошенных «Фонтанкой» учителей разделяют это мнение.
Экзаменационная кампания ещё не завершилась, но результаты по основным предметам уже известны. На понижение в этом году пошли выпускники, сдававшие химию и физику.
Из 2 855 участников 100 баллов по химии смогли набрать 16 человек. В прошлом году максимум за экзамен получили 56 работ, в 2020 году — 26 (тогда разразился скандал из-за двойного решения одной из задач).
Автор учебников по химии, доцент РГПУ им. А. И. Герцена и председатель региональной предметной комиссии Антон Лёвкин считает, что часть ребят не получили 100 баллов из-за невнимательного прочтения условий задач.
«Задания контрольно-измерительных материалов совершенствуются, меняются, постепенно усложняются, и это логичный процесс. Ведь если ничего не менять, то вскоре число участников экзамена, сдавших его на 100 баллов, будет очень большим. Будет ли иметь смысл такой экзамен по выбору, когда у всех будет 100 баллов? — рассуждает Лёвкин. — Я думаю, что в большинстве случаев беда участников экзамена — небрежное прочтение заданий. Иногда выпускники отвечают на какой-то свой вопрос, который они увидели в задании, к которому они привыкли, работая с разными пособиями».
Петербургский учитель химии Александр Евсюков отмечает, что по сравнению с прошлым годом реально были усложнены только два задания, остальные изменения — косметический лоск. По мнению педагога, снижение максимальных оценок может быть связано с дистанционкой. Выпускники 2022 года не сдавали ОГЭ в 9 классе.
«У тех, кто сейчас сдавал ЕГЭ, во-первых, выпала из очного обучения четверть 9-го класса, когда происходит закрепление знаний по неорганической химии, да и химии как таковой за курс основной школы, а во-вторых, что представляется более существенным, у нынешних 11-классников отсутствовал опыт сдачи ОГЭ по химии, ведь в 2020 году этот экзамен не проводился», — отметил Евсюков.
Среди систематических проблем учитель отметил отсутствие во многих школах химического практикума. Чтобы понять живую науку, а не только зазубрить формулы, мела и доски с видеороликами недостаточно. «Также учитель на сегодняшний день никак не заинтересован (кроме энтузиазма) в подготовке высокобалльников, поскольку успешная сдача ЕГЭ учениками для него ничем, кроме спасибо, обычно не заканчивается», — добавил Евсюков.
С тем, что дистанционка могла сказаться на результатах ЕГЭ 2022 года, согласна и заместитель директора Президентского физико-математического лицея № 239 Маргарита Селякова.
ЕГЭ по физике сдал 4 381 петербургский выпускник. Максимальное количество баллов получили пять человек. В прошлом году на 100 баллов физику сдали 32 выпускника.
«У нас в школе есть свои внутренние переводные экзамены, но эпидкризис, который у нас был несколько лет, конечно, повлиял на качество образования и знаний, полученных детьми. Бесконечные уходы на дистант — это не то же, что ребёнок сидит в классе и работает с тобой», — отметила Селякова.
В лицее № 239 в этом году сдавали физику 90 человек, 100 баллов из них набрали двое. «Если на математике у нас 26 100-балльников, то на физике всего два. В математике есть зазор, ребёнок может решить не всё, но при этом получает 100 баллов. На физике все задания, которые даны ребёнку, он должен решить. Не решив что-то или сделав что-то неправильно, он теряет баллы. 99–98 баллов — это прекрасно. Это значит, что ребёнок либо не ответил на тестовое задание, либо сделал какой-то недочет в задаче второго блока», — сказала Селякова.
В этом году во второй блок экзамена по физике добавили двухбалльную задачу с развёрнутым ответом. Раньше она проверялась машиной формально по числовому ответу, рассказала «Фонтанке» председатель региональной предметной комиссии по физике Ирина Лебедева.
«При оформлении решения последней задачи можно было заработать дополнительный балл, обосновав возможность применения необходимых для решения законов, — отметила она. — Это обоснование всегда считалось обязательным элементом решения физической задачи, но далеко не всегда проговаривалось и почти никогда не записывалось. Соответственно, отдельно не оценивалось. Поэтому ожидалось снижение количества 100-балльников при достаточно стабильном среднем балле за работу. Это и произошло».
Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»