Кинотеатры Петербурга перешли на подножный корм. Научно-фантастическая драма советских времен «Солярис», криминальная «Асса», легкий комедийный российский «Питер FM» — сегодня смешались в кучу люди, фильмы. Кинопрокатчики и этому рады — хоть какой-то репертуар лучше, чем свернуть пожитки в узелок, заколотить двери досками и топать на биржу труда.
«Дай бог, сокращений нет пока»
В кассе «Родины» на Караванной никого, кроме кассира, нет. По стенам развешаны постеры кинолент, которые сегодня можно посмотреть в прокате. «Неоновый демон» 2016-го, «Иллюзия обмана» 2013-го и того же года мультфильм Миядзаки «Ветер крепчает».
В день здесь дают 16 сеансов — в трех залах. Ленты начинают крутить около двух часов дня, последний сеанс заводят около 21. На него самые дорогие билеты — по 300 рублей.
— И что, люди хорошо идут?
— А что людям еще делать?
—Ну наверное, меньше, чем раньше?
— Да потому что смотреть нечего! Мы же ничего не закупаем, старье все — что дают. Сейчас же санкции — ничего ниоткуда не привозят. Дай бог, сокращений нет пока.
Зрители, и правда, идут — следом за журналистом «Фонтанки» в «Родину» зашла парочка, интересовались, что можно посмотреть вечером 28 июня.
Не намного веселее репертуар в «Авроре» на Невском. Сегодня можно посмотреть 8 кинолент — все те же картины за примерно те же деньги. Но тут подошли к подаче киношной классики с затеей — раз в неделю перед показом очередного фильма, будь то «Фанни и Александр» 1982-го, «Земляничная поляна» 1957-го или «Ночь на Земле» 1991-го, перед зрителями выступает киновед Мила Двинятина.
Еще здесь придумали отмечать юбилеи любимых фильмов. Скучаете по молодому Тилю Швайгеру? Добро пожаловать на просмотр «Достучаться до небес» к 25-летию ленты.
— Летом не очень много, но люди идут. Смотрите, например, на сегодня, на 20 часов, уже продано 123 билета. Будет «Ускользающая красота», — рассказала кассир в кинотеатре.
Потеряли семь кинотеатров за полгода
С тех пор как иностранные кинопроизводители решили оставить Россию на бобах и перестали делиться новинками, кинопрокатчики в Петербурге как только не прокачивали смекалку. В мае даже крутили трансляцию матча «Зенит» — «Спартак» — 1296 человек отдали за билеты почти 700 тысяч рублей.
Тем более, что деваться киновладельцам некуда — не держать нос по ветру означает лишиться бизнеса. Если еще в допандемийный 2018 год в Петербурге насчитывалось 120 кинотеатров, то на сегодняшний день их количество сократилось до 90, говорят в консалтинговой компании Knight Frank Russia. Мощные потери пришлись на первое полугодие.
— В Санкт-Петербурге за январь-июнь 2022 года закрылось порядка 10% кинотеатров. За этот период на рынке открылся только один новый кинотеатр «Кинополис-Прометей», а закрылось семь, — сообщила «Фонтанке» Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia.
Можно, конечно, бить лапками по сливкам и взбить в конечном итоге сметану в крынке, но факт остается фактом: показа художественных и документальных фильмов, трансляций спортивных матчей, сериалов и всего остального недостаточно, чтобы вернуть прежний трафик и обороты, так как доля зарубежных фильмов в российском прокате оценочно составляла почти 70%, говорят аналитики.
Без крупных форматов
Переоборудовать кинотеатр под что-то другое зачастую обойдется дороже, чем создать новый с нуля, поэтому за них в том виде, какой есть, держатся и арендодатели в торговых центрах — отдают помещения lifestyle-арендаторам. Но сокращать количество залов рано или поздно придется.
— В целом в России довольно много кинотеатров, спроектированных 10–15 лет назад, когда технические и технологические требования отличались от современных. Если раньше проекторы предусматривали большой зал и размер экрана, то сейчас лазерные и цифровые проекторы не нуждаются в таких параметрах залов. Более того, количество премьер значительно уменьшилось, следовательно кинотеатры в небольших торговых центрах в черте города не нуждаются в 7–8 больших кинозалах. Самое оптимальное количество — 4–6 залов в зависимости от вместимости и конкурентного окружения. В ближайшем будущем мы можем увидеть еще ряд проектов, которые будут нуждаться в сокращении количества кинозалов посредством открытия на их месте развлекательных, спортивно-развлекательных или спортивных центров. Прежде всего речь идет о районных торговых центрах, — говорит Евгения Хакбердиева.
Пока что кинотеатры работают в обычном режиме, но в силу потери клиентов ждут окончания сроков действия договоров аренды. Есть и те, кто будут по мере окончания освобождать объекты, говорит эксперт рынка недвижимости Екатерина Лапина из агентства недвижимости АН LAPINA.
Приемы для поддержки штанов
Тем более, что долгожданной субсидии в 6,5 миллиарда рублей от правительства РФ, на которую так рассчитывали, прокатчики пока не дождались. Об этом стало известно еще в мае.
Очередную попытку наладить диалог игроки отрасли предприняли буквально на прошлой неделе — 23 июня в Госдуме предложили направить средства госпрограммы строительства новых кинотеатров на поддержку действующих. Но пока эффект от этого сравним по КПД с криком в пустоту.
— Государство пока особо никак не помогает. Про субсидию не отказали, а запросили дополнительные обоснования. В Думе поговорили — посмотрим, что из этого выйдет, — рассказал «Фонтанке» член совета ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.
Как могли поддержали кинотеатры Петербурга местные власти, рассказала Елена, исполнительный директор Ассоциации владельцев кинотеатров:
— Правительство города поддержало киноакцию АВК ко дню города «Великая история Санкт-Петербурга в большом кино», в ней приняли участие 43 кинотеатра. Каждый кинотеатр-участник получит финансирование за предоставление своих залов для этой акции.
В общей сложности субсидия от города составила порядка 20 миллионов рублей, рассказал «Фонтанке» Федор Болтин, председатель комитета по культуре Петербурга:
— В кинотеатрах города работают порядка 1500 специалистов, для нас было принципиально важно сохранить этот штат и индустрию кинопоказа.
Это неплохой механизм поддержки кинотеатров, считают в ассоциации, который можно использовать и дальше, сейчас на эту тему ведутся переговоры. Владельцы кинотеатров надеются, что до конца года совместно с городом проведут еще парочку подобных акций.
Спасет сильный отечественный контент
Впрочем, эта мера, как говорят в народе, лишь для поддержки штанов: кинотеатров без кино не бывает, и по части киноиндустрии мы сильно проседаем. Хотя в ассоциации уверены, что сильный отечественный контент появится в России уже в 2024 году.
— Мы изменили законодательство в части предоставления субсидий, и с этого года их получили не только некоммерческие кинопроизводители, но и коммерсанты. Надеемся, что это простимулирует рынок отечественного кинопроизводства, и мы получим фильмы, которые вызовут широкий зрительский интерес и смогут заменить ушедший иностранный контент, — говорит Федор Болтин.
Чтобы остаться на плаву, считает Болтин, владельцам кинотеатров недостаточно рассчитывать только на поддержку извне:
— Востребованность кинотеатра диктуется не только фильмами, которые там идут, но и тем, как кинотеатр выстраивает свой маркетинг, какие дополнительные услуги предоставляет, можно ли забронировать билет через удобные сервисы. Тут слишком много факторов, которые лежат в плоскости самих учредителей.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»