Бывшая дочка «Петербургского нефтяного терминала» стала собственностью Сергея Васильева, давнего партнера отца главы ПНТ Михаила Скигина. Эксперты полагают, что терминал частично тоже его.
Последний процент долей бывшей дочки АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ), которую председатель его совета директоров Михаил Скигин называет инструментом для инвестиций в финансовые активы, перешёл к одному из брендов неформального Петербурга начала 90-х Сергею Васильеву. Вместе с покойным Дмитрием Скигиным, отцом Михаила, Васильев стоял у истоков создания ПНТ. СПАРК датирует событие 17 июня, в этот день Сергей Васильев стал полноценным владельцем ООО «Вега финанс». Вероятно, ему же принадлежит часть ПНТ.
Сергей Васильев — легенда неформального делового Петербурга 80-х, 90-х, да и нулевых, чья биография имеет жирную разделительную черту. Днем 5 мая 2006 года в одной из самых оживленных частей исторического Петербурга, в двух шагах от Каменноостровского проспекта, его Rolls-Royce Phantom и джип с охраной расстреляли киллеры. Сергей Васильев выжил, разделив свою жизнь на «до» и «после». Всё, что «до», — личный авторитет братьев-боксеров (их трое) из Вырицы в официальном и не очень бизнес-сообществе, мифология бурного прошлого. Но уже тогда его называли основным владельцем ПНТ, самого крупного игрока Большого порта Санкт-Петербург.
В августе 2016 года Санкт-Петербургский городской суд признал организатором покушения еще более серьезную персону — «ночного губернатора» Владимира Барсукова. Мотивом было названо желание получить контроль над ПНТ. Сергей Васильев с тех пор на сто процентов медийная фигура, про которого как минимум слышало большинство читателей большинства газет.
17 июня СПАРК зафиксировал его как 100-процентного собственника ООО «Компания СВС» с братом Борисом во главе. В марте 2014 года компания отметилась в публичном пространстве — проиграла суд петербургскому КГИОП, требовавшему отреставрировать занимаемое ею помещение в доме 44б, литера А, по Каменноостровскому проспекту — это объект культурного наследия регионального значения, знаменитый дом эмира Бухарского.
«Компании СВС» принадлежит 1% «Веги финанс», одной из двух бывших дочек ПНТ, от которых терминалу пришлось юридически избавиться в начале прошлого года, чтобы получить 5 млрд рублей кредита на модернизацию. Сегодня она идет полным ходом, 23 июня сообщалось о завершении создания свайного поля для новой части терминала.
«Вега финанс» закончила 2021 год с чистой прибылью в 5,8 млн рублей и стоимостью активов в 0,3 млрд. По словам Михаила Скигина компания специализируется на инвестициях в финансовые активы, о которых он не хочет рассказывать. «"Вега" была выведена из ПНТ перед стартом проекта реконструкции для получения проектного финансирования. Компания ко мне отношения не имеет. Я был и остаюсь совладельцем и предсовдиром ПНТ. Конечно, в качестве дочки ПНТ какое-то отношение она ко мне имела раньше…» — сказал Михаил Скигин автору статьи.
«Вега финанс» интересна вторым бывшим совладельцем — ООО «Управление активами», которому ПНТ передал её целиком и которому с мая 2021 года принадлежали 99% её долей. Тогда у «Управления» были те же хозяева, что и у ПНТ, — кипрские Mobalco Holding Limited и Tujunga Enterprises Limited с бенефициарами из Панамы. В СПАРК эти данные датированы 2015 годом, но в феврале 2021-го Михаил Скигин уточнил (https://47news.ru/articles/188900/): акции терминала распределены между этими двумя офшорами.
С прошлого лета «Управление активами» стало 100-процентной дочкой Mobalco, а Tujunga получила ООО «Русинвест» — вторую бывшую дочку ПНТ, которую Михаил Скигин назвал инвестором его личных коммерческих проектов.
В конце мая 100% долей «Управления активами» перешли от кипрской Mobalco Сергею Васильеву — что, собственно, после получения 1% «Компании СВС» сделало его полноценным хозяином бывшей дочки ПНТ «Веги финанс».
Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов объясняет происшедшее современной тенденцией: «Причины, по которым, казалось бы, от такого «русского» Кипра стали отказываться, обусловлены тем, что Кипр присоединился к числу стран, введших санкции против России. Кипрские банки часто стали замораживать операции принадлежащих россиянам компаний, получать дивиденды на Кипре стало небезопасно. С другой стороны, и в России наличие холдинга из «недружественной страны» вызывает опасения у контрагентов, особенно у которых имеется госучастие — им же не объяснишь, что бенефициар россиянин. Сменивший сейчас кипрского владельца россиянин — как правило, и есть сам бывший бенефициар из Кипра…»
Принадлежность акций ПНТ двум кипрским компаниям, распределение между ними двух бывших дочек ПНТ, одна из которых оказалась теперь собственностью Сергея Васильева, вкупе с объяснениями эксперта подтверждают давно бытующее в бизнес-сообществе мнение: ПНТ принадлежит двум семьям — Скигиным и Васильевым.
Выяснить позицию основного героя этой статьи, Сергея Васильева, автору не удалось. На предложение об интервью он традиционно реагирует словами: «Я что, похож на сумасшедшего?»
Лев Годованник для «Фонтанки.ру»
Справка:
АО «Петербургский нефтяной терминал» — крупнейший игрок Большого порта Санкт-Петербург. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2021 году ПНТ перевалил 9 млн тонн нефтепродуктов — почти 15% всего портового грузооборота. По данным СПАРК, выручка компании от продаж составила в прошлом году 7,4 млрд рублей, стоимость чистых активов 6.,8 млрд.
Помимо перевалки нефтепродуктов в Петербурге Михаил Скигин реализует один из самых пафосных портовых проектов России — строительство нового порта на Сахалине. Проект получил поддержку на высшем уровне — соответствующее концессионное соглашение утвердил лично председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Государство обязалось вложить в проект почти 4 млрд рублей, привлеченные Скигиным частные инвесторы — более 30 млрд.
В последний день января Газпромбанк заявил о предоставлении реализующему проект ООО «Многофункциональный грузовой район» (МГР) первого транша финансирования в размере 2,25 млрд рублей. В конце мая дочка Газпромбанка ООО «Инфраструктура ГЧП» получила 9% долей МГР (основной владелец ООО «Синее море» Ольги Пучковой).
В мае МГР предложило участие на условиях государственно-частного партнерства в строительстве моста стоимостью 540 млрд рублей, который соединил бы Сахалин с материком. Пока инициатива не получила поддержку на уровне государства.