В Приморский суд Санкт-Петербурга поступило для рассмотрения уголовное дело о «подпольной» пластической операции. Так ее называют потому, что она была выполнена в мае 2020 года — в первую волну пандемии коронавируса, когда плановая медицинская помощь была запрещена Роспотребнадзором. И потому что на операционный стол пластический хирург приглашал в клинику, имеющую лицензию только на оказание стоматологических услуг.
Пластический хирург Гурам Папиашвили и врач-анестезиолог Сергей Копцов обвиняются в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 ст. 238 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Пациентке выполнена подтяжка мягких тканей лица и двусторонняя нижняя блефаропластика без предварительного стандартного обследования в клинике, не имеющей лицензии на стационарную помощь по профилю «пластическая хирургия».
«При выполнении операции минимум в два раза была превышена доза лидокаина, что в комбинации с побочным эффектом пропофола привело к развитию кардиодепрессивного эффекта, острой сердечно-сосудистой недостаточности, шоку, ДВС-синдрому, полиорганной недостаточности. Эксперты Федерального центра судебно-медицинской экспертизы в результате ретроспективного анализа пришли к выводу, что кардиотоксический эффект (угнетение деятельности сердечно-сосудистой системы и развитие острой сердечно-сосудистой недостаточности) из-за превышения дозы лидокаина мог развиться ещё во время операции, поскольку блефаропластика, судя по результатам судебно-медицинского исследования мягких тканей в зоне хирургического вмешательства, была начата, но не завершена. Иных объективных причин для прерывания оперативного вмешательства, кроме как неконтролируемое падение артериального давления, экспертной комиссией не выявлено, как не выявлены и другие причины, которые могли вызвать падение давления», — рассказала адвокат ONEGINgroup Ольга Зиновьева.
Жертвой «подпольщиков» стала их коллега — педиатр известной в Петербурге частной клиники. Ей сделали операцию в клинике эстетической медицины «Анна» 29 мая 2020 года. Как выяснилось, эта клиника эстетической медицины вовсе не эстетическая — она была зарегистрирована как ООО «Уни Дент Приморская», оказывающее стоматологические услуги. Лицензии на пластическую хирургию в тот момент не было, как и условий для нее.
«Несмотря на то, что состояние требовало перевода в специализированный стационар, ее отправили домой. Хирург Гурам Папиашвили приезжал домой к пациентке, устанавливал капельницы при помощи швабры, делал инъекции, однако, несмотря на состояние пациентки (отсутствие реакции на осмотр, заторможенность, артериальное давление 60/45, острая почечная недостаточность, состояние шока), не госпитализировал в стационар по жизненным показаниям. Спустя сутки на своей машине привёз её в ту же клинику, в которой делал операцию. Затем женщину госпитализировали в НМИЦ им. Алмазова, но там уже спасти не смогли. Причина смерти в результате передозировки лидокаина подтверждена клинической картиной в раннем послеоперационном периоде, данными фармпроизводителя, результатами судебно-химического исследования, морфологическими данными, полученными при вскрытии», — говорит Ольга Зиновьева.
Больше интересных новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.