На мадридском саммите НАТО была принята концепция, которая определит курс альянса до 2030 года. В документе 49 пунктов. Россия или ее действия упоминаются в тексте 14 раз, Украина — 4 раза.
Из любопытного: новый список стран-«плохишей», противостояние в космосе и на море, а также оговорка о «выученных уроках» альянса в Афганистане. Решения бухарестского саммита 2008 года остаются в силе. Гендерное равенство надо развивать. Что делать с изменениями климата — не понятно, но делать это в любом случае будут солдаты НАТО. Пересказываем главное.
Наш мир противоречив и непредсказуем, говорится во вступлении к концепции НАТО-2022. Россия, по мнению составителей документа, постоянно нарушает международное законодательство, развязала войну и разрушила сложившийся миропорядок. В то же время сильная и независимая Украина жизненно важна для стабильности всего евроатлантического региона.
При этом в документе подчеркивается, что НАТО — это оборонительный союз. У него три основные задачи: сдерживание и оборона; предотвращение кризисов и управление ими; безопасность на основе сотрудничества. Кроме них в повестке обозначен женский вопрос, проблематика которого никак не раскрыта. Говорится лишь, что члены альянса «продолжат продвигать гендерное равенство как отражение своих ценностей». Упоминается также изменение климата, с которым надо что-то делать, но принципиальных решений не предложено.
Российская Федерация нарушила мир в евроатлантическом регионе, а заодно и стабильный и предсказуемый порядок жизни в Европе. Поэтому альянс должен иметь в виду возможность нападения на своих союзников. Россия представляет собой наиболее значительную и прямую угрозу безопасности стран НАТО. Альянс не может считать Россию своим партнером. Но при этом НАТО «не стремится к конфронтации и не представляет никакой угрозы для Российской Федерации». В случае если Россия «изменит свое агрессивное поведение», то и отношения с альянсом изменятся.
При этом Россия тревожит страны НАТО не только из-за конфликта на Украине (которому посвящена лишь пара фраз во вступлении к документу). Она показала готовность использовать силу для достижения своих политических целей, модернизирует свои ядерные вооружения и системы двойного назначения, дестабилизирует страны к востоку и югу от стран НАТО. А на Крайнем Севере может помешать свободному судоходству участников альянса через Северную Атлантику, что само по себе «является стратегическим вызовом». А военная интеграция России с Белоруссией, наряду с наращиванием военной мощи в регионах Балтийского, Черного и Средиземного морей, и вовсе «бросает вызов безопасности и интересам» НАТО.
Но не Россией единой озадачены участники альянса. Южные соседи НАТО, особенно регионы Ближнего Востока, Северной Африки и Сахеля, нестабильны и вызывают опасения. Экономические и политические проблемы создают там благоприятную почву для формирования «негосударственных вооруженных групп», в том числе террористических.
Китай и его глобальные амбиции, сущность которых альянсу до конца не понятна, тоже воспринимается, как вызов. Союзники отмечают, что КНР стремится к усилению своей глобальной роли, к контролю над ключевыми технологическими и промышленными секторами, а также цепочками поставок. А усиление стратегического партнерства между Китаем и Россией и вовсе противоречит «ценностям и интересам» стран НАТО.
Еще одна головная боль — Иран и Северная Корея, которые продолжают развивать свои ядерные и ракетные программы. Сирия наряду с Северной Кореей, Россией и «негосударственными формированиями» «применяли химическое оружие». Китай быстро расширяет свой ядерный арсенал и разрабатывает все более сложные системы доставки этого арсенала, манкируя участием в международных программах по контролю над вооружениями.
На фоне этого перечня проблема изменения климата упоминается как неизбежное зло. Глобальное потепление вызывает повышение уровня моря, лесные пожары и другие стихийные бедствия. В концепции нет внятного рецепта, как это предотвратить, констатируется лишь, что к ликвидации последствий разгула стихии все чаще привлекаются солдаты НАТО.
А вот с остальными угрозами альянс собирается справиться, укрепляя свои системы сдерживания и обороны. Для этого планируется обеспечить постоянное присутствие союзников на суше, на море и в воздухе, в том числе за счет усиления комплексной противовоздушной и противоракетной обороны. На это и на развитие инфраструктуры, которая позволит в коротки (15-дневные) сроки усилить любого из союзников, потребуются инвестиции. Их суммы и порядок не уточняются.
Кроме того, НАТО обеспокоено безопасностью в космосе и киберпространстве. Если там начнутся «вредоносные действия», направленные против стран-союзников, это может быть поводом для применения пятой статьи Североатлантического договора. В ней, напомним, говорится, что в случае нападения на одну из стран альянса остальные обязуются прийти ей на помощь.
Гарантом безопасности стран НАТО по-прежнему остаются ядерные вооружения США, а также Великобритании и Франции.
Одной из текущих задач альянса остается борьба с терроризмом. При этом в документе не уточняются страны или организации, от которых может исходить угроза такого рода. Но составители концепции отмечают, что за последние три десятилетия НАТО «выучило» некоторые уроки, особенно «благодаря своим операциям в Афганистане».
Расширение НАТО расценивается как исторический успех. Альянс намерен «развивать партнерские отношения» с Боснией и Герцеговиной, Грузией и Украиной для продвижения наших общих интересов в Евроатлантическом регионе и подтверждает решения, принятые на Бухарестской конференции 2008 года в отношении Грузии и Украины. Когда именно решения «саммита больших надежд» будут воплощены в жизнь, не уточняется.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»