Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Госдума чистит табло. Депутаты заталкивают единого оператора на рынок наружной рекламы

Госдума чистит табло. Депутаты заталкивают единого оператора на рынок наружной рекламы

13 974
Госдума чистит табло. Депутаты заталкивают единого оператора на рынок наружной рекламы | Источник: Антон Новодережкин/ТАССГосдума чистит табло. Депутаты заталкивают единого оператора на рынок наружной рекламы | Источник: Антон Новодережкин/ТАСС
Источник:

В Госдуме в первом чтении приняли законопроект о создании единого оператора для цифровой наружной рекламы. Все аргументы участников рынка побили козырной картой — недружественные страны и хакеры.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о создании единого оператора, который будет контролировать не только рекламные табло на улицах, но и объявления граждан о продаже старого комода. Рынок охнул и начал писать завещание, но что тут противопоставишь, если тебе тыкают голландским Avito и биолабораториями. Нечасто автору законопроекта приходится докладываться под таким прессом, в полной уверенности при этом, что документ примут. По истечении тяжелых полутора часов, наполненных скепсисом и возмущением, 266 депутатов проголосовали за при 95 против и 4 воздержавшихся.

Проект изменений в закон о рекламе появился неделю назад, автор — депутат Артем Кирьянов, но в повестку внеочередного заседания парламента его внесли накануне. Основная идея, как водится в последнее время, — создание очередного единого оператора. В данном случае — оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Это некая организация, которая ставит и эксплуатирует сами эти конструкции и информационные ресурсы для размещения информации на них. Он же контролирует размещение объявлений физлиц в Интернете.

В пояснительной записке есть мотивировка: «Наиболее уязвимые сектора в информационной сфере — это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба Российской Федерации и российским юридическим и физическим лицам». Всех спасет контроль от лица единой организации.

Все остальное в тексте — техника исполнения, очень жесткая. Электронные табло можно устанавливать и использовать только при условии, что используется информационная система единого оператора. Если конкретная конструкция еще не доросла до этой системы — ее будут модернизировать. То есть владельцев табло загоняют в единую систему, а, например, социальную рекламу оператор вообще будет предварительно проверять на соответствие законодательству.

То же самое касается электронной рекламы на транспорте. Она размещается на основании договора между рекламодателем и собственником этого условного автобуса, но опять же — только через инфосистему оператора. Если же тот захочет использовать под табло государственный подвижной состав, контракт с ним заключается без конкурса на 30 лет. Ну и, наконец, физлица тоже должны будут пользоваться этой системой, размещая в сети объявления о продаже товаров и услуг. Правда, есть уточнение, что требования законопроекта не распространяются на пользователей социальных сетей.

В итоге появляется оператор с огромным корпусом полномочий. Он сам создает, развивает и эксплуатирует информационный ресурс для цифровых рекламных конструкций и электронных досок объявлений. Он размещает эти конструкции, причем в обход ГОСТа для баннеров на автодорогах, и в обход конкурсов, если речь о государственном имуществе. Он обеспечивает бесперебойное функционирование и соблюдение требований безопасности, включая защиту персональных данных. Он по запросу уполномоченных органов власти (что характерно — уполномоченных и в области внешней разведки) блокирует, удаляет и уничтожает персональные данные физических лиц, а также вносит прочие изменения в информацию, которая размещена на экранах. Он имеет право взимать с пользователей «плату за оказанные любые услуги с использованием информационного ресурса» (размер и порядок определяет сам — в договорах с абонентами). Он — и только он — может осуществлять предпринимательскую деятельность по размещению объявлений граждан.

Самый интересный вопрос — кто же этот счастливчик. Законопроект рисует такой портрет: российское юрлицо, свободное от иностранного контроля, которое является системообразующей организацией, выполняющей рекламные функции. У него должны быть свои табло, причем и на транспорте тоже — вокзалы, аэропорты, станции метро и остановки, а также своя информационная система с исключительными правами на нее. Не секрет, что системообразующих рекламщиков в списке правительства двое — «Русс Аутдор» и Gallery, у первого хватает носителей на объектах транспортной инфраструктуры. Формальным собственником «Русс Аутдор» является Media Support Services, зарегистрированный на Британских Виргинских островах. Однако в начале 2021 года директор компании Роберт Мирзоян в интервью «Ведомостям» подчеркивал, что фактические акционеры — ООО «Стинн» (владелец — Григорий Садоян) и «ВТБ капитал» в долях 73,57% на 26,43%.

В отчете Admetrix-Эспар за прошлый год эти 2 компании называются лидерами рынка DOOH (digital-out-of-home, это и есть билборды и экраны в людных местах). «В главном сегменте DOOH, «сетевых» цифровых билбордах, уровень концентрации был значительно выше, — говорится в исследовании. — На долю двух компаний-лидеров (RUSS OUTDOOR занимает первое место по площадям и биллингам, а GALLERY — по общему количеству экранов) приходится соответственно 38,4% и 29,1% от общего объема выручки в этом сегменте».

Подписи «Русс Аутдор» нет под коллективным письмом компаний спикеру Госдумы Вячеславу Володину, хотя всего подписантов более полусотни. По их собственным подсчетам, им принадлежит более 80% рекламных конструкций в стране (150 тысяч рекламных сторон). Они прямо просят не допустить принятия законопроекта и начинают с главного аргумента разработчиков о том, что сейчас на табло можно вывести всякие неприятные государству безобразия: «Объединение всех цифровых экранов России в единую сеть не то, что не повысит безопасность, а, наоборот, создаст новые серьезные угрозы для информационной безопасности. Любая успешная кибератака сможет привести к единовременному размещению на всех экранах страны нежелательного контента... Появление единой сети станет целью номер один для хакеров всего мира». Ни одного случая трансляции с экранов недостоверной информации, которая била бы по национальной безопасности России, они вспомнить не могут.

Авторы описывают и другие последствия: коммерческая организация, по сути, получает возможность вмешиваться в полномочия органов власти по формированию облика городов, а также ставить конструкции вне ГОСТа, что может привести к повышению аварийности на дорогах. Но конечно, главная боль рекламщиков не в этом. «Единый оператор получит право разместить свои цифровые рекламные конструкции на всех ключевых локациях в каждом субъекте федерации и установить монопольно высокую цену за размещение рекламы на них. Таким образом, будут ликвидированы 90% федеральных и локальных участников рынка наружной рекламы, потеряют работу 20 тысяч высококвалифицированных специалистов. В текущей ситуации закредитованность этих компаний составляет более 15 млрд рублей». Столько же в год потеряют муниципалитеты, которые разыгрывают торги на право размещения рекламных конструкций.

Наконец, отдельно в письме отмечается, что объявления физлиц в Интернете вообще не подпадают под закон о рекламе, а этот рынок теперь полностью перераспределяют в пользу нового игрока. Но куда больше них удивилось Avito, прислав комментарий по законопроекту: «Создание больших компаний — лидеров индустрии занимает годы, это долгий кропотливый труд. Устойчивые ИТ-бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики страны и роста благосостояния россиян. Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли. Совершенно непонятно какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов. Конечно, это вызывает недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогали и помогают развивать экономику России».

Все эти вопросы и обрушились на депутата Кирьянова, который принес законопроект на внеочередное заседание Госдумы 15 июля. Сосредоточился он на самой выигрышной части — фейки и разная русофобия посредством электронной рекламы. Правда, сколько его ни просили привести хоть один пример, сделать этого он не смог, а назвал законопроект профилактическим: «Когда, не дай бог, что-то случится, не надо будет искать примеры, они будут очевидны. Давайте, что ли, ждать, когда у нас взломают десяток других рекламных конструкций, когда нам флешку со свастикой воткнут в экран?» Сегмент с объявлениями физлиц удостоился экскурса по компаниям с иностранным участием (по словам Кирьянова, они контролируют 76% рынка), в особенности по голландской Avito. Насчет монополизации — нет, такой цели не ставилось, а законопроект, по словам его автора, «как минимум не ухудшает возможностей для ведения бизнеса» (как максимум улучшает, судя по всему). На вопрос, с какого перепуга вопросами нацбезопасности будет заниматься частная контора, Кирьянов сообщил, что не увидел возможности у государства прямо сейчас создать собственную госкорпорацию для этих целей.

Депутат от КПРФ Николай Арефьев заявил, что более позорного обсуждения давно не видел: «Нас собрали, чтобы принимать антикризисные законы, без которых страна не выживет даже следующую неделю, и нам преподносят такой подарок, который можно рассматривать и через год, и через два. Он никакого отношения не имеет к безопасности нашей страны». Валерий Гартунг от «Справедливой России» через запятую перечислял тех, кого забыли спросить об этом законопроекте — от местных властей до ФСБ, которая якобы не может обеспечить безопасность лучше частной компании. Он прямо назвал этот проект защитой не национальной безопасности, а интересов конкретных частных лиц, и предложил снять с рассмотрения, «чтобы не позориться». «Новые люди» тоже сообщили, что не могут поддержать такой проект.

Но Кирьянов получил заступничество от спикера Госдумы Володина. Глава парламента соглашался с тем, что законопроект надо доработать ко второму чтению и сделать «национально-ориентированным», но раз за разом возвращался к тезису: иностранные компании зарабатывают на российский пользователях, а затем тратят в пределах собственных, недружественных к России экономик, пора им сказать — «ваше время закончилось». «Германия мерзнет, дрожат перед зимой, не моются, экономят на всем, — вещал он на рассмотрении вопроса о наружной рекламе. — Они сами взяли и отключили себе же «Северный поток-2»... У них инфляция, но они говорят, это Россия виновата. Может, это постковидный синдром им запустили американцы в голову, европейцам, и они так себя ведут.. Один премьер ушел, другой, третий собирается. Эпидемия самая настоящая. Правильно Яровая занимается биолабораториями, может, это избирательного действия».

«Давайте голосовать, — угрожающе продолжал он. — А кто не хочет усиления отечественной экономики за счет этих нидерландцев и других — поименное голосование. Потом будут отвечать избирателям, почему не используете политический момент. Нам что нужно — результат или процесс? Результат, здесь троцкистов нет». И проголосовали.

Президент ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга и гендиректор ООО «Постер» Кирилл Опарин тоже подписал письмо на имя Володина. По его словам, сейчас в городе, помимо «Русс Аутдор» и его компании, с цифровой наружной рекламой работают также Gallery, «Реклама центр», и «Норд-Cтар Медиа» (также подписанты обращения к Володину). По данным «Фонтанки», Ассоциация уже направила письмо в Смольный; в нем она выражает обеспокоенность тем, что когда у операторов закончатся действующие договоры, их бывшие места — лучшие из них — перейдут единому оператору без конкурсов, так что все действующие компании просто потеряют возможность продолжать бизнес. Разные сроки договоров и условия их получения для обычных участников рынка и для нового создают дискриминацию.

Глава комитета по печати Владимир Рябовол подтвердил «Фонтанке» получение письма. В нем участники рынка обращают внимание на ряд вопросов, связанных с дальнейшим правовым регулированием отрасли, а также на антимонопольные противоречия и дальнейшее исполнение обязательств по уже заключенным договорам.

«В настоящий момент специалистами комитета изучаются те риски, на которые указывает профессиональное сообщество в своём обращении, — подчеркнул чиновник. — Действительно нам предстоит найти ответы на целый ряд сложных вопросов, в связи с возможным изменением норм федерального закона. В любом случае мы будем исходить из того, чтобы в первую очередь сохранить социально ответственную индустрию, рабочие места в компаниях существующих операторов, а так же доходы городского бюджета».


«Мне известно, насколько высоко участники рынка оценивают инициативы правительства РФ, городского правительства, направленные на поддержку рынка в условиях жесткого санкционного давления. В частности — меры, изложенные в подписанном вчера президентом РФ Законе 286-ФЗ от 14 июля 2022 года. Он уже опубликован и вступил в силу, — продолжает Рябовол. — Конечно, в действующих реалиях необходимо следовать целям, представленным в проекте закона. Но правовые и финансовые инструменты его реализации должны быть соотнесены с возможными индустриальными и социально-экономическими последствиями для субъектов РФ и участников рынка».

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях