Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Город На петербургских вокзалах закончилась торговля. Из вагона просят выйти Михальченко

На петербургских вокзалах закончилась торговля. Из вагона просят выйти Михальченко

95 824

На вокзалах Петербурга закрывается вся торговля. РЖД вспомнили, что могут обойтись без посредника, с которым когда-то заключали договоры аренды.

В нулевых этот немалый рынок с гарантированным оборотом сконцентрировал в своих руках холдинг «Форум» Дмитрия Михальченко. Ну уже и «Форума» нет, и Михальченко надолго в тюрьме. Так что железные дороги решили спрямить пути.

Закрытые — а по сути, опечатанные — павильоны сейчас можно увидеть на каждом петербургском вокзале. На Московском это и аптеки, и продуктовые магазины, где закупались в дорогу, и даже вендинговые автоматы. Все коротко объясняется «техническими причинами».

1 из 7


На Ладожском закрыто процентов 90 всех площадей. «Технические причины» здесь чередуются с «расторжением договора аренды».

1 из 13


На Финляндском закрыты торговые площади на втором этаже и большая часть на первом. Работают Burger King, кофе, ларек подарков и церковная лавка.

1 из 7

Не радостнее картина и на Витебском. Матрешки, шоколад, пекарня, газеты — все недоступно с той же формулировкой.

1 из 6


Однако здесь уже становится понятна логика. На дверях — требование РЖД об освобождении недвижимого имущества компании. Если верить ему, 11 июля железнодорожники пришли на вокзал и ахнули — тут обнаружилось чужое движимое имущество, а в помещениях — «коммерческая деятельность без каких-либо правовых оснований».

На самом деле правовые основания пропали буквально три недели назад. Договор аренды с компанией «Торговый комплекс Витебского вокзала» действовал много лет, но 1 июля 2022-го РЖД его в одностороннем порядке расторгли. Из контекста понятна и причина — «дебиторская задолженность», в смысле не платила компания. Соответственно железнодорожники потребовали до 18 июля все освободить с погашением долгов, если нет — «будет прекращен доступ, подача ресурсов и оказание эксплуатационных услуг». Кроме того, РЖД оставляют за собой право на «меры самозащиты в порядке ст. 14 ГК РФ». «Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения», — говорится в ней.

Судя по всему, этот шаблон применяется ко всем компаниям-арендаторам на петербургских вокзалах, благо и корни у них одни. Другое дело, что не до всех дошли. Как сообщает корреспондент «Фонтанки», вечером 19 июля с Балтийского вполне можно было уехать с полной сумкой закусок в электричку.

1 из 4


«Торговый комплекс Витебского вокзала» (ТКВВ) — одна из компаний тесного семейства. В него входят ТКЛВ, ТКФВ, ТКБВ, ТКМВ, третья буква каждой аббревиатуры — это первая буква названия каждого из пяти петербургских вокзалов. СПАРК называет общим их владельцем Управляющую компанию «Форум», и название неслучайно кажется знакомым. Не секрет, что еще с нулевых торговлю на вокзалах монополизировал (фактически, а не де-юре) Дмитрий Михальченко, он же был директором УК «Форум». Одни считают, что он облагородил до тех пор неприглядную картину, другие — что выставлял субарендаторам кабальные условия (одно, впрочем, не исключает другого). В 2018 году «Деловой Петербург» подробно разбирал, как выглядит эта «монополия» на 25 тысяч квадратных метров с договорной точки зрения. По информации журналистов, когда договор аренды истекал, стороны экстренно составляли «акт фактического пользования недвижимы имуществом» и этим удовлетворялись.

К тому времени Михальченко уже был под арестом, что, казалось, не помешало продлению отношений с РЖД. Однако вскоре стал понятен тренд: участок под платную парковку у Московского вокзала перешел городу (к тому времени договор аренды с ТКМВ не действовал уже несколько лет), а затем — железной дороге. Затем и охранного монополиста вокзалов — фирму «Магистраль», которую связывали с Михальченко, — тоже отодвинули от контрактов. Теперь наследие миллиардера убирают и с прилавков.

В конце июня 2022 года Михальченко приговорили к 20 годам лишения свободы по делу о хищении средств на строительстве президентской резиденции. За то время, что шло следствие и суды, его бизнес, включая холдинг «Форум», перешел «Бронке групп». Именно это юрлицо СПАРК видит управляющей компанией самого крупного из «близнецов» — «Торговый комплекс Московского вокзала», хотя, по нашей информации, это уже формальное юридическое прошлое. В остальных четырех — собственно, УК «Форум», которую после Михальченко возглавил Александр Глимаков.

«В настоящий момент идет активная фаза реализации процесса реорганизации торговых площадей на крупнейших российских вокзалах — в Москве (Курский вокзал), Петербурге, других мегаполисах. Поэтому в данный момент между РЖД и «Бронкой Групп» прорабатывается процедура реорганизации имущественных отношений, максимально учитывающая интересы пассажиров, РЖД и субарендаторов. В процессе реорганизации все обязательства со стороны «Бронка Групп» будут выполняться по графику», — рассказали в компании.

«Фонтанка» направила запрос в РЖД, к моменту публикации ответа не было.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
32
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях