Российское IT-сообщество выступило с петицией к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину в поддержку крупнейших компаний цифровой рекламы, в частности «Авито», и против поправок к закону, которые были на прошлой неделе одобрены Госдумой в первом чтении. Речь идет о создании единого оператора цифровой наружной рекламы, под действие которого попали и онлайн-доски объявлений и против которого особенно высказались представители онлайн-досок объявлений.
В петиции говорится, что «В целом все недавние поправки в законы «Об информации» и «О рекламе» заставляют российское ИТ-сообщество думать, что технологические компании стране больше не нужны». По мнению авторов петиции, создание единого государственного оператора поставит крест на бизнесе «Авито» и других платформ («Юла», HH.ru, ЦИАН и др.) и приведет к параличу работы уникальных продуктов, созданных российскими разработчиками. «И если на нашем рынке ими был создан крупный игрок — а он самый крупный в мире — то, может быть, при принятии законов стоит узнать, ознакомившись с позицией компании, как устроен рынок и почему именно так работает платформа», — говорится в петиции. Закрытие же таких компаний существенно ухудшит жизнь граждан страны, десяткам тысяч разработчиков придется искать работу в других технологических компаниях мира, а страна может лишиться успешного бизнеса, кадров, львиной доли налоговых поступлений и удобного сервиса для граждан.
Апеллировать к Мишустину авторы петиции решили, ссылаясь на его опыт по интеграции высоких технологий в экономику России как в рамках Международного компьютерного клуба, так и на государственной службе. «Именно благодаря Вашей работе в ФНС многие отечественные компании, их сотрудники и частные предприниматели вышли из тени, получив удобные инструменты для взаимодействия с государственными органами наряду с предсказуемыми условиями для ведения бизнеса», — отмечается в петиции. Премьер-министра просят сформулировать однозначную позицию правительства по отношению к этой законодательной инициативе, и вместе с ИТ-сообществом создать максимально комфортную среду для развития ИТ-бизнеса и привлечения лучших талантов.
«Наша позиция — необходимо срочно привлечь всех участников рынка, которых затрагивает законопроект и обсудить риски, связанные с его принятием, — говорят в «Авито». — Основная задача, которая стоит сейчас — не допустить разрушения такими избыточными инициативами отрасль и удержать ядро ИТ-специалистов в России. Все цели, которые озвучены авторами законопроекта, уже решены на уровне государства и бизнеса. В то время как бизнесы успешно решили эти вопросы собственными силами и инвестициями, параллельно создаются законы, которые просто сводят все эти усилия на нет и приведут к огромному ущербу для бюджета и экономики страны. В текущих условиях такие последствия можно предотвратить только полным исключением из законопроекта классифайдов».
Представители онлайн-досок объявлений отмечают, что наружная реклама и классифайды — это два совершенно разных бизнеса, к тому же в России уже есть действующее законодательство, которое регулирует эту отрасль, а принятие закона вытолкнет пользователей на другие сервисы и платформы, которые сейчас находятся в серой зоне, и будет дестимулировать соблюдение законодательства. Кроме того, создание единственного оператора-монополиста уничтожит отрасль, где сейчас есть высокая конкуренция, и убьет стимулы для развития сервисов и продуктов. А главными пострадавшими при этом окажутся, по мнению участников рынка, миллионы простых людей, которые каждый день что-то покупают и продают или ищут работу на сайтах объявлений, а также сотни тысяч малых и средних предприятий, использующих доски объявлений для продвижения своих товаров и услуг.