Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Добрый вечер, мы из Китая». Поток импортозамещения катастрофически пересох

«Добрый вечер, мы из Китая». Поток импортозамещения катастрофически пересох

25 334

Таможенная статистика удручает: телефонов из Китая к нам стали возить вдвое меньше, а ноутбуки — почти совсем перестали. Всё остальное тоже в жестком минусе. Порадоваться можно только за дорожных строителей и алюминиевых магнатов. Ну и за детенышей тюленей, хотя за них — по другому поводу.

Если смотреть на картину в узком ракурсе постфевральской экономики, поводы для оптимизма при изучении объемов импорта из Китая найти можно. Так, несмотря на все сложности, импорт усиленно растет три месяца подряд, после того, как в апреле - марте резко обрушился.

Те, кто знает о положении дел лучше обывателей, подчеркивают: вся катавасия с санкциями наложилась на очередную волну коронавируса в Китае, борьба с которой сильно сдерживала производство и логистику там. И то, что сейчас мы наблюдаем рост относительно апреля, — это в том числе и следствие выхода страны из строгих карантинных мероприятий.

Дополнительно стоит отметить, что декабрь и январь стали рекордными в истории торговых отношений между Китаем и Россией. Импорта оттуда было завезено столько, что вполне хватило, чтобы первые санкционные месяцы прошли практически без дефицита на полках.

Но в общем картина нерадужная. Если говорить о том, что происходит здесь и сейчас, а не в далеком и почти уже забытом январе, то короткое резюме: всё плохо.

Всего за один месяц — июнь — Россия недосчиталась товаров из Китая на миллиард долларов. В первую очередь потери по линии высокотехнологичной техники — смартфонов, компьютеров, ноутбуков и планшетов. Там сокращение кратное, а кое-где — на порядок. В общей сложности за первое полугодие Россия недосчиталась примерно 5 млн смартфонов и около 600 тыс. ноутбуков.

Во столько можно оценить дефицит портативной техники на нашем рынке. Заменить ее совершенно нечем. На второго по величине поставщика — Вьетнам и в прошлом году приходилось лишь 16 % импорта (на Китай — 76 %), а в этом году практически полностью пропал и этот канал.

Однако на общем негативном фоне есть и поводы для гордости. Да, объем поставок одежды резко упал — сразу на 13 %. Но зато обуви, наоборот, прибавилось на 10 %. Компенсировать потери в долларах не удалось, но зато в штуках кроссовок и ботинок объективно стало больше — плюс 10 млн пар. И что еще важнее, средняя цена на них почти не выросла (7,37 доллара за пару в 2021 году и 7,39 — в 2022-м).

Ряд показателей дают лишь ложный повод для радости. Как, к примеру, показатель импорта легковых машин, который подскочил за год на 8,3 % — в долларах. Где подвох — догадаться легко, если посмотреть на импорт в штуках: 64 с небольшим тысяч автомобилей. Это на 4200 машин меньше, чем годом ранее. А значит, весь наш рост — исключительно за счет ценника.

Если год назад легковушки из Китая стоили в среднем 9,5 тыс. долларов, то теперь — 11,1 тыс. Ну и положа руку на сердце, когда мы в марте, глядя на то, как один за другим западные концерны объявляли о прекращении поставок в Россию, прогнозировали резкий рост продаж китайского автопрома, не этого мы ждали, ох не этого…

Зато в грузовом секторе — полная и безоговорочная победа импортозамещения. трехкратный рост в долларах дает почти трехкратный же рост и в штуках. Да, средняя цена грузовика выросла на 16 % (теперь это 48,6 тыс. за машину), но мы можем констатировать, что большая часть потребностей в импортной технике теперь закрывается именно Китаем.

Так, по итогам первого полугодия прошлого года в страну было ввезено 15,5 тыс. грузовиков, из которых только 20 % были китайскими. Сейчас же речь идет о 9,5 тыс. единиц из Китая, то есть две трети потребностей. А ведь есть еще поставки из Белоруссии и в общем-то не вражеского Таиланда, которые вместе в прошлом году прислали в Россию более 5 тыс. грузовиков за шесть первых месяцев. Если эти поставки не прекратились, потребителям грузовиков можно выдохнуть. Правда, если не брать во внимание трудности с внутренним производством грузовой техники.

Не очень всё в порядке с еще одним сектором авторынка — с запчастями. На фоне резкого падения поставок оригинальных комплектующих можно было ожидать оживления на китайском направлении. Но мы видим спад, причем заметный — на 9 %. Однако надо понимать, что значительная часть этого потока представляла из себя компоненты для российских сборочных производств. Которые, соответственно, остановились ровно из-за того самого — прекращения поставок. Связано ли это с политическими решениями или всё дело в проблемах с логистикой и скачках курса рубля — не так важно. Главное, что запчастей в стране стало меньше.

Среди главных бенефициаров российско-китайской санкционной дружбы, несомненно, необходимо выделить российские алюминиевые заводы. Из-за остановки поставок сырья с привычных направлений импорт из Китая оксида алюминия вырос сразу в 500 раз. Всего за шесть месяцев его к нам привезли 472 тыс. тонн на вполне ощутимые 241 млн долларов. Годом раньше не набиралось и тысячи тонн и целого миллиона.

Что касается потерь, которые с некоторого ракурса можно считать победой добра над злом, стоит обратить внимание на позицию под таможенным кодом 43031010. Год назад этого добра к нам привезли из Китая 761 тыс. единиц на общую сумму 521 млн долларов. В этом году — полный швах: всего 160 тыс. и жалкие 114 млн долларов. Ни за что не угадаете, о чем идет речь. Редакция сама была в шоке: «ПРЕДМЕТЫ ОДЕЖДЫ ИЗ ШКУРОК БЕЛЬКОВ ГРЕНЛАНДСКОГО ТЮЛЕНЯ ИЛИ ДЕТЕНЫША ХОХЛАЧА». Трудно понять, действительно ли речь о 160 тыс. шапок и шуб из белька, или же это какой-то сбой, или данные цифры надо читать как-то в расширительном смысле — мол, меховые вещи вообще, а не только вот это. Но мы перепроверили, китайское таможенное ведомство имеет в виду именно эту позицию — конкретно белька и хохлача. Остается только радоваться, что перипетии в экономике сокращают спрос и предложение на одежду из них.

По всем остальным пунктам хорошего, конечно, мало.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
34
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях