Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Деканто» и тайный несовершеннолетний. Как винный бутик снял с себя вину за продажу бутылки подростку

«Деканто» и тайный несовершеннолетний. Как винный бутик снял с себя вину за продажу бутылки подростку

27 438

Общественные контролеры, использующие в качестве агентов рано повзрослевших несовершеннолетних, стали настоящим кошмаром алкомаркетов и баров Северной столицы. Сети «Деканто» удалось отбиться от претензий, грозивших полумиллионным штрафом. Проверяющих подвела небрежность и завышенные представления о собственных полномочиях.

Прецедентное решение по делу о продаже алкоголя несовершеннолетнему вынес Мировой суд судебного участка 167 Приморского района 28 июля. Он встал на сторону сомелье-кависта алкогольного магазина на Коломяжском проспекте и постановил прекратить производство по делу о привлечении его к административной ответственности за продажу спиртного 17-летней девушке.

Случай, ставший предметом разбирательства, произошел еще в декабре 2021 года. О нарушении закона заявил инспектор МОО «Совет по контролю соблюдения прав потребителей и противодействию коррупции», следует из материалов дела. Войдя в бутик в компании несовершеннолетней Полины, он объявил, что именно ей продавец несколькими минутами ранее продал бутылку испанского вина, совершенно не заинтересовавшись ее возрастом, и должен за это поплатиться.

Начинающий сомелье растерялся. Девушка, которой он продавал вино, выглядела на все 30, позже объяснил он суду. Признать покупательницу в 17-летней спутнице инспектора он не смог. В итоге инспектор вызвал полицию и материалы с его объяснениями отправились в суд. Согласно КоАП РФ, продавцу грозил штраф до 50 000 рублей, магазину — до 500 000 рублей.

Визиты общественников в алкомаркеты и бары не редкость, бум случается, к примеру, под Новый год или во время каких-то других массовых гуляний, когда из-за увеличения потока гостей персонал нередко теряет бдительность, рассказали «Фонтанке» участники рынка. Персонал ориентирован на то, чтобы при малейшем сомнении просить у посетителей документы. Но зрелый облик молодых людей, которые обычно становятся агентами-провокаторами, может сбить с толку. Нередко проверяющие предлагают решить дело миром, чтобы не беспокоить стражей порядка. Цена вопроса — 10–15 тысяч рублей, знают участники рынка.

«По нашим данным, такие проверки в декабре шли по всему городу. Одни и те же люди гастролировали из магазина в магазин «с подставными несовершеннолетними», — комментирует юрист «Деканто» Мария Николина. По ее словам, обычно в таких делах продавец делает ставку именно на то, что внешний вид покупателя не оставлял никаких сомнений в его совершеннолетии, но суд такие доводы, как правило, не принимает.

Поэтому защита продавца решила пойти другим путем и опротестовала процедуру проверки, в ходе которой якобы был установлен факт нарушения.

Рейды общественного контроля страшат бизнес больше, чем любая официальная инспекция именно из-за того, что они почти никак не регламентированы. «Если проверки государственного контроля жестко регулируются, то «общественный контроль» в интерпретации инспекторов позволяет любому осуществлять проверки и закупки», — комментирует Мария Николина.

Но на помощь ретейлеру может прийти № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.14 г. В нем, в частности, говорится, что организатор общественной проверки должен довести до сведения проверяемой организации информацию о ее сроках, порядке проведения и определения результатов. Также необходимо составить итоговый акт, указав основания для общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных во время ее проведения, и, самое главное, документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений.

Но, вероятно, проверяющие были плохо знакомы с законом, которым регулируется их деятельность. Ни извещения о проверке, ни итогового акта ретейлер не получил, во всяком случае, к материалам дела их не приобщили.

К фиксации фактов инспектор и его агент тоже подошли довольно небрежно. Несмотря на то, что в объяснениях оба указали, что в момент покупки 17-летняя Полина вела видеозапись, к материалам дела ее по непонятной причине не приобщили. Не было и вещественного доказательства в виде той самой бутылки вина — только чек.

Направление для проведения проверки от МОО «Совет по контролю соблюдения прав потребителей и противодействию коррупции» оказалось просроченным. Документ, предоставленный инспектором, действовал с 22 по 29 ноября 2021 года, тогда как визит в магазин на Коломяжском состоялся 2 декабря.

Более того, постановление самой общественной организации требовало письменное согласие родителей на участие подростков в акции «Оградим детей от алкоголя». Документ, предоставленный суду агентом, такой подписью не обладал — в нем лишь значилась фамилия мамы, проживающей в Вологодской области. «По сути, такие общественные организации вовлекают несовершеннолетних в сомнительные мероприятия, склоняя приобретать алкоголь без согласия родителей», — комментирует Мария Николина.

Выслушав стороны, судья прекратил производство по делу. Мотивировочная часть будет опубликована в конце августа. Впрочем, у проверяющих после этого будет возможность обжаловать решение.

Как устроена работа «тайного покупателя»


Объявления о поиске «тайных покупателей» из числа несовершеннолетних без труда можно найти на «Авито». Работу предлагают юношам и девушкам от 14 лет. Среди требований «очень взрослая внешность» и «умение естественно себя вести», также понадобятся согласие от родителей и мобильный телефон с камерой, а иногда и банковская карта. Оплата — от 1000 рублей за смену.

1 из 3

Корреспондент «Фонтанки» позвонил по одному из таких объявлений, представившись соискателем и получил приглашение на собеседование. «Задача зайти в магазин, я тебе даю денег, покупаешь или бутылку пива или шампанского, фиксируешь на телефон факт продажи, берешь чек у продавца, выходишь из магазина, говоришь нам, что ты купила, мы заходим все вместе, показываешь паспорт несовершеннолетнего, на этом твоя миссия заканчивается», — объяснил суть работы инспектор РОО «Совета по надзору в сфере торговли и защите прав потребителей» по имени Михаил. После этого агенту рекомендуют уйти в машину, «чтобы не отсвечивать», особенно если проверка проходит в несетевом заведении. «В сетевых более цивильно, а в «24 часа», как правило, [работают приезжие] и очень эмоциональные. Чтоб тебе не слушать, [лучше уйти], а мы им доказываем, что они не правы», — пояснил он.

В день команда двух инспекторов и несовершеннолетнего агента объезжает от 20 до 30 магазинов. «Удачными», как правило, оказываются до 8 закупок. «Фиксированная ставка» за смену — 1000 рублей, плюс 100 рублей за каждую покупку. «Это как волонтерская деятельность, просто мы оплачиваем», — пояснил инспектор при встрече с корреспондентом. Нарушения закона здесь нет: запрещена продажа спиртного несовершеннолетнему, но не запрещена покупка. Сомнения в том, что такие проверки являются провокацией, он отверг, но не исключил, что продавцы сами могут попробовать договориться. «Когда штраф грозит, хочешь такого момента избежать, всякие моменты бывают», — отметил Михаил.

Отвечая на звонок другого корреспондента, который представился мамой соискателя, инспектор пояснил, что проверки совершаются на основании полномочий общественной организации, но в тесной связке с полицией. «Наша задача — выявить и зафиксировать, их задача оформить», — отметил он. «Бывает, инспектора полиции сами говорят, какие нужны магазины, какие не нужны», — добавил Михаил. В сетевые магазины, как правило, стражей порядка вызывают сразу. В магазинах «24 часа» общественный контроль сам составляет акты, а потом относит пачкой в полицию, пояснил он.

Запрещенный прием


Петербургские ретейлеры и бармены расценивают подобные проверки как провокации и попытки вымогательства.

«Когда к нам приходят такие псевдопроверяющие, мы переговоров с ними не ведем. Когда появляется попытка потянуть деньги, мы начинаем вести себя еще более провокационно — включаем видео и начинаем вытягивать [условия] в разговоре», — прокомментировал основатель Bakunin Group Александр Романенко. По его словам, до цифр диалог еще не доходил — проверяющие общественники соблюдают осторожность. До судов пока тоже не доходило. Однако предприниматель вспоминает курьезный случай, когда бармен заподозрил провокацию и попросил у подростка документ, тот швырнул деньги за стойку и схватил бутылку пива, после чего в заведении материализовались общественники с видеокамерами. «Это была настолько нелепая и дешевая провокация, что когда мы сели смотреть видеокамеры и я рассказал, что приедут мои безопасники и полиция и у них будут большие проблемы, они пытались намекать, что готовы мне заплатить, лишь бы я не писал в полицию», — рассказывает Александр Романенко.

Но иногда застигнутые врасплох продавцы отдают деньги. «У них подкованные люди в плане психологии. Они методом шантажа и запугивания доводят кассиров до истерик», — комментирует совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский.

Доходит до совсем «запрещенных приемов». «Подходит человек, ему не продают, подходит другой человек и кладет в сумку [покупку], — рассказывает предприниматель. — При этом часто проверяющие знают, как не попасть под прицел видеокамер. Магазины «24 часа», как я знаю, сидят на абонементе — 50 тысяч рублей ставка — и могут делать что хотят, — говорит он. — Крупные сети тоже получают такое предложение, но не принимают их, предпочитая идти в суды. Иногда штрафы удается опротестовать на основании незаконных методов проверок либо использования труда несовершеннолетних без разрешения родителей».

Галина Бояркова, Евгения Горбунова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях