Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Первая пятерка. Какие новые станции метро Смольный хочет распаковать до конца года

Первая пятерка. Какие новые станции метро Смольный хочет распаковать до конца года

105 791

Губернатор Александр Беглов разрешил изменить по соглашению сторон существенные условия контракта на строительство, проектирование и реконструкцию метро в Петербурге. Теперь горизонт просматривается до 2032 года, хотя и это не предел.

По данным «Фонтанки», постановление правительства было подписано 12 августа. Условие для изменения в нем одно — предельный срок исполнения работ. Когда «Метрострой Северной столицы» заводили на место обанкротившегося «Метростроя», передавали ему участки в работе, организовывали переход рабочих, а осенью 2021 года заключали контракт, планку поставили на 1 октября 2023 года, это позволяло взять пару лет на «осмотреться». Теперь этот срок можно сдвинуть до 31 декабря 2032 года, и правом этим заказчик воспользуется. Проследить должен вице-губернатор Николай Линченко, с недавних пор комитет по развитию транспортной инфраструктуры — его вотчина.

Рамочная форма контракта известна, хотя сам он не выложен в открытый доступ. Из постановления федерального правительства мы знаем, что всего «Метрострой Северной столицы» может напроектировать и настроить в Петербурге на 602 млрд рублей, понятен и полный перечень объектов. Это более или менее все обозримые новые станции (например, там нет полумифической кольцевой линии), ремонт эскалаторов на существующих, полная реконструкция «Фрунзенской» и «Парка Победы», производственные площадки и тяговые сети.

1 из 4

Этот хвост (а это и правда хвост, если учесть, как долго жители Петербурга ждут новых станций метро в своем районе) будут рубить по частям. Ножом каждый раз будет выступать дополнительное соглашение к контракту с «Метростроем Северной столицы»: решили строить «Кудрово» — подписываем на «Кудрово», решили строить единый диспетчерский центр на «Фрунзенской» — на него. Соответственно, документация на всякий объект проходит экспертизу. По сути, это просто много отдельных контрактов, как оно и было со старым «Метростроем», большой означает только, что МССС — заведомо безальтернативный подрядчик.


Сейчас, как известно, в части стройки распакованы только два таких соглашения — на Лахтинско-Правобережную линию от «Спасской» до «Горного института» и на Красносельско-Калининскую от «Казаковской» до «Путиловской». Эти объекты достались подрядчику от старого «Метростроя» и должны быть сданы в 2024 году. Кроме того, МССС выступил заказчиком на реконструкцию тяговой сети на первой линии и явно готовится своими руками приводить в порядок потрепанные «футбольные» станции метро, которые сдавали в спешке и с большим количеством недоделок (однако это отдельная история и отдельный контракт, хотя его МССС тоже получит без борьбы).

С 2019 года, когда были сданы не менее авральные станции Фрунзенского радиуса, у петербуржцев не то чтобы разбегаются глаза при взгляде на подземную стройку: следить, собственно, надо только за названным «Горным институтом» и «Казаковской». Остальное лежит в адресной программе, в отраслевой схеме развития, в многочисленных картинках — но не в финансово обязывающих документах. Проектов тоже катастрофически не хватает, чтобы устроить в городе бум метростроения.

«Фонтанка» знает, какие допсоглашения город и МССС надеются подписать уже до конца года: это не значит, что по конкретным адресам тут же поползут проходческие щиты, но это будут контракты со сроками и стоимостью. По словам собеседников в транспортном блоке, таких пунктов пять. На Невско-Василеостровской линии это участок от «Беговой» через «Туристскую» до «Планерной» (она же «Зоопарк» и «Каменка»). Смольный и раньше говорил, что это следующая серия, открыть участок хотят в 2026 году, а стоимость по АИП оценивается в 44 млрд рублей.

Второе предсказуемое — «Кудрово» на Лахтинско-Правобережной линии с электродепо «Правобережное». Долгожданная областная станция сначала пробралась в адресную программу города, пусть и малозначительными сотнями миллионов в ближайшие 3 года. А теперь готовится обрести контракт. По схеме оба объекта должны быть введены в 2029 году. В АИП значится стоимость самой станции в 32 млрд рублей и депо — в 42 млрд рублей. Это бьется с цифрами в заявке, которую подавал Смольный, когда пытался подключить к стройке федеральный инфраструктурный кредит.


Жители Коломны нервно спросят в контексте оранжевой линии: а где же «Театральная»? Эта промежуточная станция уже содержится в действующем контракте на участок «Спасская» — «Горный институт», у нее будет пара лет в режиме на прогон — без выхода пассажиров. В отраслевой схеме вестибюль заявлен на 2026 год, его стоимость — чуть более 13 млрд рублей. Но речь об одном выходе — на месте Дома быта, по расположению второго Смольный решил посоветоваться с горожанами.

Проектную документацию по зеленой и оранжевой линиям будет заказывать КРТИ, рабочую — сам «Метрострой Северной столицы». По трем следующим пунктам, которые хотят подписать до конца года, все проектирование — задача МССС. Во-первых, участок Красносельско-Калининской линии от «Путиловской» до «Каретной» через «Броневую», «Заставскую» и «Боровую». Это тоже дело 2029 года, в АИП указана стоимость в 125 млрд рублей.

Продолжение линии в обратную сторону, на запад, — более отдаленная перспектива. Но электродепо «Красносельское» понадобится довольно скоро, в 2026 году, его стоимость ориентировочно составляет 24 млрд рублей.

И наконец, фиолетовая линия, которая пойдет за «Комендантский проспект» к станции «Шуваловский проспект» и встретится на ней с зеленой «Планерной». Произойдет это, если верить планам Смольного, в 2028 году, потребуется 30 млрд рублей.

Это и есть те объекты, которые должны обрасти конкретикой в 2022 году. По сути, за ними нам и смотреть в ближайшее время, как смотрим сейчас за «Театральной». Остальные проекты — в будущем генплане, но на фоне текущих темпов заявленные 89 станций вызвали безотчетное желание проверить: а когда вообще власти города выполняли собственные обещания по стройке метро? Профильный институт подтвердил, что генеральный план говорит о целях и задачах, а не о бюджетных возможностях, и что ни один генплан не бывал исполнен целиком.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
49
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях