Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Нас такому не учили. Куда девать 2,5 тысячи «лишних» учительниц

Нас такому не учили. Куда девать 2,5 тысячи «лишних» учительниц

41 246

2022 год и следующий станут последними, когда число первоклассников в школах Петербурга будет расти. Этот рост наблюдался последние лет десять и был обусловлен циклическим беби-бумом 2010-х годов.

Особых заслуг властей в этом явлении не было, просто на демографическую арену вышли представители многочисленного поколения предыдущего беби-бума — 1980-х. Которых рожали также многочисленные послевоенные беби-бумеры 1950-х. Короче, демография, статистика, цикличность — вот и все.

Одним из следствий недавно наблюдавшегося, а теперь сникшего роста рождаемости в Петербурге стала огромная проблема с устройством ребенка в школу. Переполненные классы, давка и коварство в очередях на запись в первый класс (разумеется, теперь электронная давка и электронное же коварство), направления в школу в другом конце района… Сколько новых классов ни открой, на следующий год надо еще больше будет. Вот в следующем году чиновникам опять придется увеличивать количество классов больше чем на 2 тысячи дополнительных детей к этому году. То есть под 100 новых классов.

И вот в 2024 году впервые получится ситуация, когда число первых классов окажется меньше, чем год назад. И на горизонте маячат новые проблемы: нехватка детей в школах, лишние кабинеты, лишние учителя. И это будет надолго — год к году детей будет все меньше и меньше на протяжении как минимум лет 15.

Сокращение числа детей в 2024 году будет весьма существенным. Сразу минус 5 тысяч — 200 полных классов по сравнению с предыдущим набором.

Но проблема случится не в 2024 году, когда в школы придут дети 2017 года рождения, которых только в Петербурге родилось 67 тысяч. Ведь их будут брать учительницы начальных классов, которые выпустят четвертые классы — детей 2013 года. Тогда их родилось 65 тысяч. То есть число учительниц, как и в прежние годы, опять будет меньше, чем детей. И придется вновь набирать педагогов.

А вот в 2025 году придут дети 2018 года рождения — их будет всего 64,5 тысячи. А встречать их будут учителя, выпустившие четвертые классы 2014 года рождения — 67,8 тысячи. Разница — 3,3 тысячи. Условные 130 классов лишних. И да, условные 130 лишних учительниц.

В 2025 году их еще можно будет не увольнять — просто брать поменьше детей в классы. А вот в 2026 году разница будет уже очень мощная — 59,7 против 71,4 — недобор 11,5 тысячи детей. Без работы могут остаться под 500 педагогов.

Ну и самый адский треш будет в 2027 году. Тогда в школы пойдут дети 2020 года рождения. Их было всего 55 тысяч. А из четвертых классов выпустится рекордное количество детей — 73,5 тысячи. То есть придет на 18 тысяч детей меньше. К прошлогодним прибавится еще около 700 «ненужных» учительниц начальной школы.

А в 2028 году разница будет еще 13,7 тысячи детей. Итого с 2025 по 2028 год в городе получится под 2,5 тысячи учительниц начальных классов, на которых не хватит детей. Около 2500 пустых кабинетов в школах.

В какой-то мере нехватка «своих» детей будет компенсирована притоком мигрантов. Не обязательно из числа тех, кто плохо говорит по-русски. Петербург всегда был магнитом для деятельных и активных провинциалов. Так будет и впредь, но за последние пару лет мотивации для мигрантов становилось все меньше, и на статистической кривой мы видим, что, наоборот, многие как раз разъезжаются по домам. Так что особо сильно поправить ситуацию те, кто приезжают в наш город с детьми, не сможет. И нас в любом случае ждет первоклассный апокалипсис.

Встанет вопрос о целесообразности героического строительства последних лет за счет строителей (читай — покупателей квартир) огромных школ. Выпускники РГПУ имени Герцена больше не будут гарантированно трудоустроены сразу по получении диплома. А вот процесс слияния школ, который идет последние несколько лет, станет отчетливо осмысленным.

Скорее всего, эффект от сокращения числа детей в городе будет ощущаться неравномерно: в районах массового нового строительства, где сейчас селятся молодожены и приезжие, школьников все еще будет хватать. А в центре будет все очень грустно. Возможно, не за горами закрытие каких-то школ и превращение их в представительские офисы — как это случилось на Арсенальной набережной до начала беби-бума.

Конечно, никто учителей не будет выгонять на улицу. Ведь в старших классах все еще будут оравы беби-бумеров, которым надо преподавать химию, алгебру и пр. Но, чтобы сохранить работу, надо будет переквалифицироваться из универсального учителя начального образования в предметника. Курсы переподготовки чиновники от образования могут начать организовывать уже сейчас.

Предыдущая демографическая яма длилась примерно с 1990 до 2006 года. Нынешняя началась в 2017-м, и нет оснований полагать, что рост рождения новых петербуржцев начнется раньше 2030-х годов.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях