Анатолий Грабовский, управляющий партнер юридической фирмы GRADE рассказал о подводных камнях, на которые натыкаются супруги при обращении в суд с исками о разводе и разделе имущества.
Системный анализ статьи 38 Семейного Кодекса РФ позволяет сделать вывод, что раздел имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию одного из супругов, а также по заявлению кредиторов. Общее имущество супругов может быть разделено по их соглашению, которое обязательно должно быть нотариально удостоверено, а также в случае спора — в судебном порядке. Также режим совместной собственности может быть изменен в брачном договоре. При этом следует обратить внимание, что разделу подлежит не только имущество, но и долговые обязательства супругов. Здесь показательным можно выделить дело, по которому юристы нашего бюро «GRADE» представляли интересы доверителя и дошли до Верховного суда: в этом деле один из супругов принес в суд расписки и пытался разделить долги по ним со своей бывшей второй половинкой. Расписки были составлены этим супругом со своими родителями, и кассационная инстанция (Президиум Ленинградского областного суда) пришла к выводу, что эти обязательства являются общими. Но мы добились в Верховном суде отмены, поскольку убедили суд в том, что обязательства должны являться общими, то есть, возникнуть по инициативе обоих супругов — или по инициативе одного, но так, чтобы все полученное по сделке было потрачено в интересах и на нужды семьи. В этом случае расписки, составленные с родителями, и мы смогли убедить ВС РФ, что такие обязательства не являются общими.
Брачный договор, как способ изменить режим совместной собственности, набирает популярность, в том числе потому, что с его помощью можно как угодно поменять права и обязанности супругов в отношении имущества. Но судебная практика исходит из того, что брачный договор не должен ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. В практике адвокатского бюро «GRADE» было брачное соглашение, которое предусматривало, что в случае недостойного поведения одного из супругов — а сюда входили измена, пьянство, хулиганство — все имущество переходит второму супругу. Когда такое «недостойное поведение» случилось, мы убедили суд, что этот пункт брачного договора ставит в крайне неблагоприятное положение нашего клиента. И условие было признано недействительным.
Пройдясь по законодательству о расторжении брака, хочу отметить один момент. Не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или иным безвозмездным сделкам, а также в порядке наследования, и вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей. Однако следует отметить, что земельный участок, предоставленный бесплатно одному из супругов во время брака на основании акта органа местного самоуправления, подлежит включению в состав общего имущества, подлежащего разделу между супругами.
Очень важный вопрос — это выяснение момента фактического прекращения семейных отношений. Часто супруги сначала разводятся, а потом делят имущество. И при расторжении брака они, не задумываясь об этом, пишут в заявлении, что уже фактически вместе не проживают. Однако это потом ложится в основу судебного акта при разделе имущества. Суд учитывает, с какого момента супруги перестали совместно проживать — и с этого момента считает, что то или иное имущество уже не подлежит разделу. Собственно, так мы в одном деле добились отказа во взыскании денег со вклада одного из супругов, нашего клиента — доказали, что вклад открыт в период, когда супруги фактически перестали жить вместе.
Важный момент — срок исковой давности, в течение которого супруг или супруга может защитить свои права, подав иск о разделе имущества. Этот срок — три года, но отсчитывается он не с момента расторжения брака, а с момента, когда лицо узнало о своем нарушенном праве. И вот здесь есть трудности в том, как суды понимают этот момент. В нашей практике был случай, когда уже спустя 14 лет супруга заявила иск о разделе имущества. Суды трех инстанций ей отказали в связи с пропуском исковой давности, но Верховный суд указал, что никаких притязаний на предмет иска не было, истица не знала, что ее права нарушены, и вернул дело на новое рассмотрение, при котором истица выиграла.
Вообще же суды откуда только ни отсчитывают этот срок. Одни с момента регистрации брака, другие — с момента его расторжения, третьи — с момента подачи иска о разделе имущества. Есть судебный акт, где срок отсчитывался с момента получения супругом ответа от супруги об отказе оформить долю в жилом помещении. Есть — с момента снятия транспортного средства с учета в ГИБДД. То есть мы видим, что этот момент может наступать в связи с различными событиями, и суды иногда могут его неправильно понимать — это надо учитывать при обосновании своей позиции.
Важно понимать, что относится к личному имуществу, а что к общему. Например, доходы от предпринимательской и трудовой деятельности каждого из супругов относится к их общему имуществу — об этом прямо указал Верховный суд в своем обзоре. Доли супругов априори равные, но суд в ряде случаев может отступить от этого принципа и присудить одному из супругов больше. Например, в случае наличия несовершеннолетнего ребенка — но это, отмечу, отнюдь не безусловное основание для отступления от равенства долей. В решении суда должны быть мотивы — каким образом соблюдаются интересы детей при разделе имущества супругов. Суд должен комплексно рассмотреть имущественное положение каждого из супругов.
Если иное не предусмотрено брачным договором или международным договором РФ, то споры о разделе имущества, находящегося за рубежом, рассматриваются российскими судами по общим правилам подсудности. Суды часто отказывали в таких исках, считая, что это иски о признании права собственности: когда дом находится в Швейцарии, яхта во Франции — суды возвращали такие иски как неподсудные. Но Верховный суд разъяснил, что иски о разделе имущества — они не о признании права собственности, а об изменении режима совместной собственности.
Также надо отметить, что общим имуществом супругов может являться лишь имущество, находящееся в свободном обороте. То есть, самовольную постройку суд может не признать общим имуществом, посчитав, что она вообще не может быть объектом гражданских прав. В таких случаях мы обычно обозначаем самострой как «объект незавершенного строительства» — и тогда он уже подлежит разделу. Могут учитываться права аренды.
Важно для суда при разделе имущества, на какие средства, по каким сделкам приобреталось то или иное имущество. Часто супруги пытаются доказать, что это или то приобреталось на средства, полученные до брака. Но здесь, конечно, важно именно доказать этот момент. Но если это доказать, то предмет признается собственностью того супруга, на чьи средства это было куплено.
Иногда раздел имущества касается необычных вещей. Например, у нас в одном деле суд первой инстанции счел незначительной вещью и личным имуществом часы, но они были непростые и очень дорогие, и супруга обжаловала решение, заявив, что это предмет роскоши. А предметы роскоши относятся к общему имуществу супругов. Как определить, является это предметом роскоши или нет? Это в каждом случае решается индивидуально.
В общем, законодательство не содержит единого инструмента, который полностью защитит ваши права при разделе имущества, поскольку жизненные ситуации нельзя уместить в рамки закона. Необходимо комплексно подходить к правам и обязанностям на совместно нажитое уже с момента заключения брака. А мы, адвокаты и юристы, помогаем подобрать самые эффективные инструменты для достижения поставленной цели.
Все правовые дискуссии «Фонтанки» — здесь.