О детстве на Гаити, победах над мальчиками и мечте, которая сбылась, отделу спорта «Фонтанки» рассказала футболистка «Зенита» Кики.
Кики родилась и выросла на Гаити, переехала учиться на строителя в Россию, страну, где и стартовала в итоге ее футбольная карьера. В «Зенит» она перешла в августе из казанского «Рубина», где всего за полгода забила семь голов и стала одной из лучших нападающих в женской футбольной Суперлиге. Отдел «Спорта» встретился с футболисткой и записал ее яркий рассказ о своей жизни.
Родной дом
Я родилась в Делмасе — это второй город на Гаити после столицы. Главное, что мне запомнилось из детства, — большую часть времени мы со старшей и младшей сестрами проводили в играх друг с другом, а не сидя перед телевизором. Лет в семь мы переехали в городок поменьше, потому что там спокойнее. Я всегда любила спокойствие, поэтому мне там нравилось больше. К тому же там у нас был дом со своим участком. На переднем дворе мы играли, а за домом был сад, где росли три пальмы с бананами и мамины цветы, за которые она всегда очень сильно переживала, если мы начинали играть где-то рядом. Пальмы невысокие, поэтому, когда бананы созревали, мы просто подходили к ним и срезали при помощи мачете.
Землетрясение 2010 года
На Гаити часто бывают землетрясения, но в 2010 году произошло одно из самых страшных в современной истории. Это случилось, когда я с младшей сестрой возвращалась с уроков на автобусе. Мы очень испугались. Землетрясение длилось не больше минуты, но когда закончилось, все дома вокруг были разрушены. В тот момент я была уверена, что у меня осталась только младшая сестра, а вся семья погибла под завалами. Я даже уже представила, как буду заботиться о сестре, как нам теперь будет нелегко. Обычно на дорогу до дома у нас уходило 45 минут, но в тот день из-за разрушений мы добирались почти пять часов. К счастью, из нашей семьи никто не пострадал, Я была так счастлива, когда увидела их невредимыми! Дом тоже остался цел. Все благодаря моему папе, потому что он сам его построил таким крепким. Только забор сломался. Хотя, конечно, не всем так повезло. У моего друга, который тоже учится в России, погибли два брата. Так что для многих то землетрясение стало большой трагедией.
О бедности
Гаити считается одной из самых бедных стран мира. Если вы приедете туда, сразу это поймете сами. У многих нет даже самых необходимых вещей для жизни. Нам с сестрами повезло: наши родители хорошо подготовились — папа работал инженером и мама могла заботиться о нас дома. Мы не испытывали большой нужды в детстве. Но не у всех был такой шанс. Я считаю, что это в основном из-за большой коррупции. То, что надо делать, государство не делает, а забирает все деньги себе. Надо получше использовать то, что у нас есть. Потому что у нас есть много, что можно использовать для развития страны. Возможно, не все люди в правительстве сидят на своих местах. Ну, это политика.
Пока я была на Гаити, особых проблем с преступностью у нас не было, но за последние годы ситуация стала хуже. Сейчас у нас появились даже места, куда полиция не рискует заходить.
О старшей сестре
Так получилось, что старшая сестра у нас живет отдельно от всех в США. В 16 лет у нее обнаружили проблемы с сердцем, и ей пришлось уехать в Штаты на операцию. Потом она вернулась, но случилось это землетрясение, и врачи посоветовали не оставаться из-за этого. Она вернулась в США и поступила там в университет. Так распорядился Бог, мы не всегда можем управлять нашей жизнью.
Об увлечении футболом
Первый мяч мне подарил папа в шесть лет. В прошлом он сам играл вратарем на любительском уровне, но, думаю, это был просто детский подарок. Не припомню, чтобы он хотел сделать из меня футболиста. Наоборот, он всегда говорил, что надо учиться и получать хорошую профессию. Тем более что на Гаити не сильно развит спорт, и еще меньше женский футбол. Тот мяч был куплен нам, чтобы мы просто поразвлекались. Когда у папы было время, он играл с нами. А иногда даже мама подключалась. Еще мы с сестрой часто играли внутри дома, когда жили в Дельмасе и у нас было мало места для игр. Вместо ворот использовали стулья. Сложно сосчитать, сколько мы всего сломали стульев и лампочек. А когда переехали в Пенье, стали играть во дворе. Играли почти каждый день после школы, а во время каникул — с утра и до ночи: солнце встало — играем, солнце село — все еще играем. Чем старше я становилась, тем сильнее становилась страсть к футболу. Я стала болеть за «Реал Мадрид», потому что за них тогда выступал Кака из сборной Бразилии — он отлично играл, и еще он такой красивый. Я просила папу отвезти меня в футбольную школу, но она была слишком далеко. Поэтому мы с сестрой просто играли с мальчиками во дворе. Вместо того чтобы возиться с куклами, как все девочки, мы заставляли наших двоюродных братьев играть с нами в мяч. Они даже шутили, что нам надо поменять имена — меня назвать Бензема, а ее — Игуаин. Нам так сильно нравился футбол, что однажды мы взяли листочки и написали на них молитвы. Мы пожелали, чтобы Бог дал нам возможность стать профессиональными футболистами. Мы написали наши имена, дату и сказали: «Мы написали тебе, Бог. Это тебе наша молитва». Эта бумага до сих пор лежит где-то у меня дома на Гаити.
О стереотипах
На Гаити девочка, играющая в футбол, это тоже удивительно. Однажды мы с сестрой поехали в город, где родился папа. И там на поле мы встретили мальчиков, играющих в футбол. Попросили присоединиться к ним. Они сначала отказались, но потом все-таки пустили, решив, что легко обыграют нас. Играли «2 на 2». Мальчики первые создали стопроцентный момент, но забивать не стали, решив чуть-чуть нам поддаться. Зря они так, потому что после этого мы сами забили им и выиграли. Все были очень удивлены. Когда мы пришли на следующий день, нас сразу позвали играть. Мы играли уже «3 на 3». К нам присоединился мальчик повзрослей Я помню, что было много людей, и они еще удивлялись, что девушки играют в футбол. Все вокруг оставили свои дела и смотрели футбол. Было ощущение, что мы находимся на настоящем матче с болельщиками. И все они болели за нас. В тот день мы победили всех. Это один из лучших моментов в моей жизни.
О переезде в Россию
Когда я закончила школу, папа хотел, чтобы я получила высшее образование за границей. Пока все было в процессе оформления, я поступила в местный институт на строителя домов — всегда любила математику и физику. Но через год, когда меня приняли в институт в Орле, пришлось бросить и начать все заново. К тому же поменялась специальность — на строительство автодорог и аэродромов. У нас считается, что образование в России хорошее и недорогое, поэтому многие едут учиться сюда. Перед вылетом я знала, что Орел — это недалеко от Москвы. Еще я знала вашего президента, что Россия это большая страна, и не только в плане размеров, что вы сыграли решающую роль в победе над фашистами во Второй мировой войне. Еще думала, что у вас здесь много мафии, потому что в фильмах часто показывают, как русские бандиты хотят разрушить мир, а американцы всех спасают. Еще был стереотип, что вы все такие жесткие, стойкие, пьете водку, курите. Ха-ха. Большого страха у меня не было. Я была уверена, что в вашей стране, как и везде, есть нормальные люди. Но, конечно, я была рада, что оказалась права. А вот к чему я оказалась не готова, так это к холодам. Я приехала в Россию осенью, когда было 19–20 градусов, и подумала: «А здесь действительно холодно». Позже мне сказали, что это только начало и настоящие холода впереди. Сейчас я уже привыкла к такой погоде, но минусовая температура для меня все еще это слишком.
Навсегда запомнила, как впервые увидела снег. У нас была группа иностранных студентов, которые ходили на пары по русскому языку. И во время одного из таких занятий за окном пошел снег. Преподаватель увидел, как мы все удивились, и разрешил нам выйти на 10 минут на улицу и посмотреть.
О карьере футболиста
Когда ехала учиться в Россию, я знала, что у вас можно одновременно играть и учиться. Я долго искала себе команду. У всех в институте спрашивала, и никто не мог мне помочь. Нашла только через 3 месяца: просто зашла в спортзал и узнала у тренера мужской команды, где женское отделение. Это оказалась мини-футбольная команда, но я все равно была рада. Я считала, что это все равно футбол и это поможет мне развиваться. В итоге я начала хорошо играть и это помогло последние три года учиться бесплатно. Университет я закончила с красным дипломом, потому что понимала: если вдруг не получится с футболом, надо будет как-то еще зарабатывать на жизнь. Но в первую очередь я хотела именно играть. Родители на меня никогда не давили. От них я всегда слышала только слова поддержки.
В «Рубин» я написала сама, потому что хотела попасть в команду с хорошей структурой в большом футболе. А у них еще как раз была молодая женская команда, в которой я могла бы развиваться. Нашла в социальных сетях аккаунт начальника команды и написала ему, что хочу играть в футбол. Потом, когда я уже заиграла, он мне признался, что ему часто пишут такие вещи, но он почти никому не отвечает. А мне он вдруг решил ответить. Думаю, его направил Бог.
Конечно, первое время у меня были сложности в физическом плане, потому что в мини-футболе другой режим игр и пространства гораздо меньше. Плюс в мини-футболе проще понять ситуацию на поле: у тебя всего три партнера и вратарь. В большом футболе все больше и сложнее. Но я быстро привыкла. Когда впервые сыграла в официальном матче, мне все стали звонить и поздравлять с дебютом. А мне было и радостно и грустно, потому что мы в тот день проиграли 0:3, и я ничего полезного не сделала. Но потом дела пошли лучше. Первый гол я не стала особо отмечать, потому что в той игре у меня было много моментов, которые я не забила, и вновь не смогла принести победу. Было приятнее забить в следующем матче, потому что мы тогда победили 3:0 и я забила два из трех голов. Это был самый крутой день.
Переход в «Зенит»
Да, это было неожиданное приглашение, учитывая, что я только начала играть в большой футбол и сразу такой интерес. В то же время мне было приятно, ведь меня позвали в одну из лучших команд России, значит, я не так уж плохо играю в футбол! В Петербурге меня встретили очень хорошо. Сделали все, чтобы я чувствовала себя комфортно. В команде тоже все девчонки дружелюбные, но это большой секрет. Не хочу, чтобы все об этом узнали и тоже побежали играть в «Зенит». Здорово, что меня почти сразу стали выпускать на поле, потому что мне очень нравится играть, а не только тренироваться. Особенно меня удивило, что дали сыграть в полуфинале Кубка России с «Локомотивом» («Зенит» выиграл со счетом 2:0 и впервые вышел в финал. — Ред.). Чувствуется, что наша команда в этом году способна на все. Еще порадовало, что игра была довольно рано и мои родственники смогли посмотреть ее в нормальное время, потому что разница с Гаити семь часов и обычно родители смотрят игры в 4–5 утра. А они стараются не пропускать ни одного матча. Мама с папой очень переживают за меня и постоянно пишут советы, что надо забивать больше, чтобы сильно не нервничать за результат. На родине все очень гордятся мной. А я просто счастлива, что смогла исполнить свою мечту, которую написала на бумаге, когда была маленькой девочкой.
Записал Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»