Глава СК потребовал доложить ему о транспортных проблемах в Петербурге из-за автобусных ДТП. Статистика говорит о том, что их стало меньше, но обращение гражданки Александр Бастрыкин игнорировать не стал.
Александр Бастрыкин дал поручение и.о. руководителя ГСУ СК по Петербургу доложить о ситуации в сфере общественного транспорта. Поводом, как сообщил Следком 1 октября, стало «появление в одном из средств массовой информации обращения к главе Следственного комитета жительницы г. Санкт-Петербурга». Женщина «считает, что новая модель транспортного обслуживания (НМТО) в Петербурге привела к значительному увеличению ДТП с участием «лазурных» автобусов». Ориентируются на сообщения СМИ — что за первый месяц их работы произошло 85 аварий.
Далее СК продолжает апеллировать к мнению горожан о причине проблем: «Водителями многих автобусов стали бывшие «маршрутчики», потерявшие работу после отмены данного вида транспорта; многие из них, как писали журналисты, даже не прошли специальную подготовку».
Развивая мысль, Следком пишет, что разные эксперты тоже критиковали «транспортный комитет Смольного» (комитет по транспорту, насколько можно судить): за то, что вместо безопасного транспорта «люди получили автобусы, которые возгораются, попадают в ДТП и ходят не по расписанию».
Насколько можно судить, речь, например, вот об этой публикации «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург | Питер Онлайн | СПб». Действительно, один из пользователей спрашивает, в городе ли до сих пор Бастрыкин. Очевидно, по ассоциации с тем интересом, который глава Следкома проявляет к градозащитной тематике и к руководству смольнинского КГИОП.
Заявление СК, словно нарочно, уместилось между двумя событиями: вечером 1 октября лазурный автобус сбил на Волхонском шоссе человека, который неожиданно выбежал на дорогу, а уже ночью в Петербурге сгорел очередной МАЗ.
ДТП с участием наземного общественного транспорта и правда стали привлекать гораздо больше внимания после того, как маршрутки покинули город, и теперь любой «притершийся» или разбившийся автобус — это по умолчанию большой или хотя бы средний класс, с соответствующей картинкой и пробочными последствиями. Но, по данным «Фонтанки», по итогам первого полугодия комтранс собирал статистику по общему числу ДТП от ГИБДД, получилось: 1941 происшествие (за год до этого — 2 358, то есть снижение на 17,7%). На 42% снизилось число погибших (с 93 до 54), на 17,4% — пострадавших (с 2 712 до 2 239). Так называемый транспортный риск составил 0,26 погибших на 10 тысяч транспортных средств. Эта статистика специфическая, но, по данным полиции, достигнуты прогнозные показатели федерального проекта «Безопасность дорожного движения».
Переобучение — головная боль для всех частных перевозчиков, которые «пересели» с ПАЗиков на большие автобусы. Буквально за пару дней до заявления Следкома разбился очередной МАЗ «Домтрансавто»: водитель просто не выдержал боковой интервал и заскочил на поребрик. Водитель добавлен в стоп-лист и будет там, пока не пройдет очередной этап переобучения.
С чем не поспоришь, так это с возгораниями. С началом транспортной реформы и появления в городе почти 3 тысяч новых автобусов это уже стало недоброй традицией. Сначала горели автобусы МАЗ перевозчика «Домтрансавто», потом ЛиАЗы «Третьего парка». Белорусский производитель считал, что причина — течь жидкости из фланцев гидропривода. По данным «Фонтанки», такая же причина обсуждалась на совещаниях по ЛиАЗ, но обратной связи от производителя в этом случае меньше.
То, как быстро успокоили «распереживавшегося» Александра Лукашенко, не означает, что успокоили и пассажиров. Тем не менее МАЗ, а точнее его управляющая компания, разработала дорожную карту по усовершенствованию техники, которая ездит по Петербургу. Была проведен инспекционный контроль по горевшим моделям (МАЗ-203947), выявлен ряд дефектов, которые были связаны с качеством комплектующих и сборки. Производитель сформировал обменный фонд деталей и отправил аккредитованной СТО для проведения работ — вместе со своими механиками. Создана специальная надзорная группа, которая работает при «Домтрансавто» и «Третьем парке» (у «Вест-Сервиса», еще одного члена «большой тройки» перевозчиков, таких МАЗов нет).
В итоге вносят некоторые конструктивные изменения. Под выпускными коллектором двигателя ставят дополнительную защиту, чтобы, если гидравлика снова даст течь, горючие жидкости не воспламенялись: для вспышки нужно 250–280 градусов, а защита греется до 75–80. Добавляют систему контроля утечки газа — из 5 датчиков в разных местах.
Устанавливают дополнительный модуль пожаротушения порошкового типа с 15-кратным запасом по защищаемому объему в моторном отсеке. С люка отсека снимают теплошумоизоляционный материал СПЛЭН-3000.
Все это — при проведении планового ТО или гарантийного ремонта. Прошел ли через эти процедуры сгоревший накануне МАЗ — неизвестно.
В комитете по транспорту подтвердили данные о принятых мерах.
«До сегодняшнего случая было 4 факта возгорания автобусов, — отметили там. — Для выяснения причин происшествий комитетом по транспорту были организованы проверки с участием экспертных комиссий со стороны производителей автобусов. Результаты пожарно-технических экспертиз будут готовы в конце октября».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»