Запуская иностранные филиалы, бизнес ищет новые точки роста и пытается наладить поставки для домашнего рынка. Но некоторые уже готовы строить бизнес за рубежом независимо от России.
Офисы за пределами РФ открывают не только ИТ-компании. С начала спецоперации на Украине российские предприниматели создали тысячи юрлиц за рубежом. В основном, речь о дружественных и нейтральных странах.
К примеру, по данным издания Türkiye, российские предприниматели произвели настоящий бум на турецком рынке, открыв с января по август 2022 года 720 компаний, из них с марта 698. Для сравнения, в 2021-м году в стране было зарегистрировано 39 компаний с российским капиталом, в 2020-м — 33. В основном россияне покупают складские и заводские площади, а также инвестируют и в сферу туризма — в приобретение и эксплуатацию отелей. Выбор вполне объясним. Турция сейчас — один из главных хабов для доставки товаров из недружественных стран, а также самое массовое направление для туризма.
Еще одно популярное направление для российского бизнеса — Объединенные Арабские Эмираты. Весной 2022 года Financial Times сообщила о всплеске интереса российских инвесторов. По словам представителей компаний, помогающих перевести бизнес из РФ в ОАЭ, в день им поступало до 50 запросов. В итоге кто-то полностью релоцировался, кто-то диверсифицировался, открыл здесь свое отделение, кто-то нашел здесь налоговую гавань и открыл юридическое лицо.
Как стало известно «Фонтанке», осваивать рынок OAЭ намерена компания Dodo Pizza. Еще в апреле сооснователь Dodo Brands Федор Овчинников инвестировал в дубайский сервис экспресс-доставки Yalla Market. Теперь компания намерена развивать в стране собственную сеть пиццерий «Додо» и кофеен «Дринкит». Первая пиццерия и кофейня появятся в Дубае уже до конца года, рассказал «Фонтанке» Илья Фарафонов, руководитель «Додо» в ОАЭ. Первые пиццерии будут корпоративными, подчеркнул он. При этом как в России, так и других странах присутствия компания придерживается в основном франчайзинговой модели развития (на собственные точки приходится 5 % сети).
Планы по развитию будут зависеть от результатов пилотных проектов. «На сегодня план открыть две пиццерии и получить первые результаты, подтвердив жизнеспособность нашей модели на рынке ОАЭ на практике», — отметил топ-менеджер. Первые пиццерии открываются на собственные средства. На текущем этапе привлечение дополнительных инвестиций не планируется.
Россияне также выходят на рынок офисной недвижимости страны. Как сообщала газета «Ведомости», инвесткомпания Dorossa Investments, созданная бывшим генеральным директором O1 Properties и Metrika Investments Александром Островским, планирует создать в ОАЭ сеть гибких офисов iSpace. Партнером выступает основатель сети Multispace Сергей Кудрявцев. Первая площадка откроется в марте 2023 года. В течение трех лет iSpace намерена построить или взять в управление офисы на 3500 кв. м в Дубае и Абу-Даби. Многие российские компании перевели сотрудников в Дубай, поэтому коворкинги там востребованы, отмечают эксперты.
Российские компании также активно осваивают Казахстан. По данным портала finprom.kz, только с января по май 2022 г. в стране появилось 1,6 тыс. компаний с российским капиталом. Это более двух третей всех новых компаний с иностранным участием. Офис в Казахстане открыл, в частности, онлайн-банк «Тинькофф» (инвестиции, по данным правительства республики https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/tinkoff-bank-indriver-playrix-kakie-it-kompanii-471959/, составили 6,3 млрд долларов), сервис пассажирских перевозок InDriver (1,2 млрд долларов), а также ряд разработчиков игр. Запуск площадки в стране рассматривает Санкт-Петербургская биржа. Ретейл тоже интересуется страной, в мае 2022 года на рынок Казахстана вышла сеть «Эконика», в августе — одежный ретейлер Lime.
Некоторые компании готовы идти даже в недружественные страны. На этой неделе стало известно, что цветочный маркетплейс Flowwow намерен выйти на рынок Великобритании. Основанная в Екатеринбурге компания вложит 6 млн долларов в наём сотрудников, продвижение и привлечение магазинов-партнёров, писали «Ведомости». Помимо России Flowwow работает в странах СНГ и Прибалтики, ранее маркетплейс заявлял о планах экспансии в страны Ближнего востока, Африки и Латинской Америки.
Экспансией на внешние рынки интересуется также сервис доставки iGoods. В 2020 году компания рассматривала выход на рынки Франции и Германии и даже привлекала инвестора в лице торговой площадки Joom. Как сообщил «Фонтанке» основатель компании Григорий Кунис, эти планы пока в заморозке. «Российскую компанию в Европе никто не примет», — пояснил он. При этом iGoods рассматривает экспансию в страны ближнего зарубежья. «Это может быть Азербайджан, что-то в средней Азии, например, Казахстан, может быть, Дубай и Африка», — прокомментировал он. Пока компания изучает рынки и ведет предварительный поиск потенциальных партнеров и инвесторов. «Если есть возможность выйти на другие рынки, это точно стоит делать, потому что здесь перспективы плохие», — отметил предприниматель.
Российские компании, которые в 2022 году открывали офисы и филиалы в зарубежных странах, можно условно разделить на три типа, комментирует генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
Первая группа пытается наладить каналы поставок товаров для российского бизнеса. «В первую очередь, это касается ретейлеров электроники. Многие зарубежные партнеры — производители, вендоры и дистрибьюторы крупные отказываются работать с российскими компаниями, приостанавливают отгрузки. Чтобы заново сформировать цепочки, российские компании открывают бизнес в Казахстане, Узбекистане, ОАЭ», — говорит эксперт. Причем часто приходится создавать полноценный бизнес — обычной «прокладки» недостаточно. «Большинство тех, кто приостановил работу с Россией, делают это добровольно: ограничены отгрузки даже тех товаров, которые не подпадают под санкции», — комментирует Иван Федяков. Так что схемы без реального ведения бизнеса в стране быстро вычисляются. «Фонтанка» задала вопрос о создании филиалов объединенной сети «М. Видео» и «Эльдорадо», но ретейлер оставил вопрос без комментария. Сеть DNS вышла на рынок Казахстана еще в 2021 году, но ее совладелец Дмитрий Алексеев тоже не стал комментировать планы развития на международных рынках.
Вторая группа — те, кто ищет на зарубежных рынках новые источники роста и дополнительные рынки сбыта. «Многие компании понимают, что российский рынок сейчас в очень плохом состоянии или как минимум будет стагнировать, поэтому нужно искать варианты для компенсации потерь», — комментирует эксперт. Предприятия, которые обладают конкурентоспособным предложением и компетенциями, чтобы вести бизнес на других рынках, открывают филиалы или даже независимые компании, чтобы наладить поставки. «Например, 80 % производителей строительных материалов доставляли продукцию в Казахстан еще до февраля 2022 года и сейчас пытаются наращивать объемы», — комментирует Иван Федяков.
Третья группа — те, кто видит свое будущее, в первую очередь, на международных рынках и стремится избежать рисков, связанных с российским происхождением компании. «Токсичность» всего, что касается российского бизнеса, часто бывает непреодолима — инвесторы и партнеры среди технологичных компаний не захотят работать», — комментирует эксперт.
По его словам, ряд компаний, которые ранее управляли международным бизнесом из России, теперь выводят его в отдельные подразделения, переводят ключевых сотрудников, а то и весь топ-менеджмент. «Бизнес, который будет локализован в России, будет полностью автономным от внешнего», — комментирует он. Если владельцы бизнеса из числа релокантов первой волны шли получать вид на жительство, то теперь задумались и о гражданстве других стран. Для этого, как правило, надо прожить в стране определенное время, обзавестись недвижимостью и связями.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»