Жительница Выборгского района Петербурга сообщила о мобилизации 44-летнего супруга, которому вручили повестку после того, как его автомобиль остановили сотрудники ДПС. Сейчас мужчина уже находится в военной части. Супруга мобилизованного рассказала «Фонтанке», как все произошло.
«Они остановили машину, чтобы проверить документы как будто. Меня рядом с ним не было. Сотрудник ГАИ после проверки паспорта спросил, получал ли [муж] повестку. Он не получал на самом деле, но соврал, что получал и у него отсрочка. Сотрудник ГАИ начал возмущаться, что это за отсрочка у него такая. Не знаю даже, почему их это удивило. Наверное, у народа нашего не может быть отсрочки», — описала события 11 октября Анна (Имя изменено. — Прим. ред.). По ее словам, с ДПС мужчина столкнулся около 10 утра недалеко от метро «Проспект Просвещения».
Как утверждает петербурженка, после этого у её мужа попытались забрать паспорт. Он отказался, и сотрудники ДПС потребовали проехать за ними в военкомат. Там мужчине вручили повестку, которую, как говорит собеседница «Фонтанки», заполнили прямо на месте.
В повестке указали время явки: утро следующего дня. «Он сразу пошел покупать вещи. Уже наслышаны, что ничего нет нигде. Он, конечно, не собирался идти воевать добровольно. Испугался, скорее всего, что будет какая-то ответственность», — объяснила Анна. Форму ему все-таки в части выдали.
В личной беседе муж сказал Анне, что бегать от военкомата не будет. Возражения об административной ответственности и лишь штрафе за неявку на него особого влияния не оказали. «А потом еще пришлют [повестку повторно]», — цитирует супруга петербурженка. Она добавляет, что была не готова к мобилизации мужа. У них есть два общих ребёнка: 9 и 11 лет.
Анна говорит, что муж отслужил в своё время срочную службу, но после этого больше с армией не сталкивался и служить по контракту не хотел. Мобилизацию в семье особо не обсуждали — до тех пор, пока не вручили повестку. На отсрочку по здоровью он рассчитывать не может: серьезных проблем по медицинской части у него нет.
Накоплений у семьи не было, поэтому пришлось воспользоваться кредитной картой. Покупка формы, обуви, белья и дополнительных мелочей вроде компаса обошлась в 140 тысяч рублей. Аптечку собрать не получилось. Проблемы, в частности, были с поиском жгутов: найти их быстро мужчина не смог. Лекарства и медицинские изделия Анна собирается отвезти в военную часть в Каменке, где сейчас и находится, по её словам, муж. По телефону он рассказал, что оказался в части не единственным мобилизованным после встречи с ДПС в Петербурге. Сколько именно таких военнослужащих в Каменке, мужчина не уточнил.
На условия он, как говорит Анна, не жалуется: «К части вопросов нет, там и кормят, и кровати». После двухнедельного обучения мобилизованных обещают отправить в Белгород. Что будет дальше, особо не уточняют, но связь с мужем у Анны, вероятно, скоро пропадет: «В чате читаю сейчас, другие жены пишут, что дальше телефоны забирают. Нельзя. Я так понимаю, ничего не решишь уже. Просто хочу предупредить других».
В пресс-службе петербургского МВД информацию о сопровождении петербуржца в военкомат прокомментировать не смогли: для этого нужен номер экипажа ДПС, который остановил машину. По данным «Фонтанки», специального распоряжения об остановке автомобилей с водителями-мужчинами и сопровождении их в военкоматы в петербургское управление ГИБДД не поступало.
В соцсетях сейчас распространяются сообщения об облавах на резервистов. Петербуржцы рассказывают о том, что полицейские вместе с представителями военкоматов начали проверять у мужчин документы прямо у входа в парадную. В ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти заявили, что полицейские «выполняют одну из главных своих задач — охрана и обеспечение общественного порядка», но повестки никому не вручают. Впрочем, этого петербуржцы и не утверждают. В администрации Калининского района сообщения о раздаче повесток на улицах прокомментировали более предметно. Чиновники назвали происходящее оповещением и попросили отнестись к мероприятиям «с пониманием».
Москвичи тем временем сообщают об облавах возле станций метро. В их обсуждение включился сенатор Андрей Клишас. Он потребовал дать правовую оценку действиям должностных лиц, которые это санкционировали. Член Совфеда сослался на статью 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и заметил, что сотрудники полиции могут доставить в военкомат только конкретного подлежащего мобилизации человека, если на него есть письменный запрос из военкомата. Еще один законный вариант — это розыск уклонистов, которые стали фигурантами соответствующего уголовного дела. Повальные облавы, как утверждает Клишас, незаконны: «Нельзя всех без разбора хватать на улице, а потом в военкомате разбираться, отвечает ли гражданин критериям мобилизации. И уж тем более недопустимо разбираться после отправки гражданина на сборный пункт».
Алина Ампелонская, «Фонтанка.ру»