Если у тех, кто спешно покидает страну, есть возможность вывезти за границу любимого питомца, то мобилизованные вынуждены оставлять животных.
Не всегда родственники или друзья готовы взять на попечение собаку, особенно если она крупная или с характером. Петербургский проект «Путь домой» помогает найти зверям мобилизованных временное пристанище, соединяя тех, кого призвали, и тех, кто открыт к новым хвостатым знакомствам.
Первой собакой, которой нашли временный дом, была дворняга Масяня. Она жила вместе с молодым парнем, у которого нет родственников в Петербурге. Масяню приняла пара в возрасте.
Парень сейчас находится на сборах и пару раз в неделю списывается с временными хозяевами, чтобы узнать, как дела у Масяни.
Когда он уезжал, то сказал, что не знает, вернётся или нет. Ему ответили: «Меня не волнует, знаешь ты или не знаешь. Ты вернёшься. Я не готова твою собаку всю жизнь держать, ты приедешь, вернёшься и её заберёшь».
В одной петербургской семье мобилизовали сначала старшего брата, затем и младшего. У последнего было всего лишь несколько часов перед отправкой на сборы. В квартире оставался пинчер. Родственники не смогли взять собаку себе.
Когда приехали волонтёры, пёс решил не сдаваться незнакомцам без боя. Полтора часа скулил, кусался, носился по дому. В итоге его усадили в машину и отвезли к временной хозяйке. Оказалось, что у девушки уже был пинчер и она знала, как совладать с этой породой.
«Я полночи не спала и боялась, что в ночи нам скажут: забирайте собаку, — вспоминает руководитель благотворительного проекта «Путь домой» Валерия Котлюба. — Часа в два ночи мы получили видео, как собака лежит на груди у временной хозяйки и лижет ей лицо. Мимиметр зашкаливал».
Животные испытывают стресс, когда их выдергивают из привычной жизни. Поэтому им предоставляют кинолога и зоопсихолога.
Проект «Путь домой» специализируется на помощи приютам для бездомных животных и проводит фестивали, где кошки и собаки могут найти себе новых ответственных хозяев. С 21 сентября волонтёры помогают с пристройством животных мобилизованных. Как признается Валерия, сами они не были готовы ни эмоционально, ни финансово к такой работе. «Мы сели и подумали, что нас возможно ждёт катастрофа, мы решили, что попробуем предотвратить катастрофу», — вспоминает она.
Идея состояла в том, чтобы не отправлять животных в переполненные приюты, а искать тех, кто готов взять их к себе домой. Проект выступает в роли координатора. Для обеих сторон разработали опросник. Временные хозяева должны описать условия, в которых будет проживать питомец, и рассказать о своём опыте взаимодействия с животными. Мобилизованный же составляет медицинский и психологический портрет своей кошки или собаки: перечисляет болячки, страхи животного, насколько оно дружелюбно по отношению к людям и чем любит полакомиться.
Проект «Путь домой» уже получил 1200 заявок от потенциальных «попечителей» и 50 обращений от мобилизованных, порядка 25 из них из Петербурга и Ленобласти. Есть заявки и из других российских регионов, тогда волонтёры занимаются пристройством дистанционно.
«Есть мобилизованные, у которых нет родственников, нет друзей, готовых принять животное. Есть одинокие мужчины, которые живут по принципу работа-дом. Часто бывают ситуации, когда и родственники и родные есть, но они не готовы принять животное по разным причинам: отсутствие финансов, аллергия, маленькие дети. Когда остаётся жена с годовалым ребёнком, о какой собаке может идти речь?», — говорит Валерия Котлюба.
Чаще всего нуждаются в пристройстве большие и средние собаки или просто животные со сложным характером. Родственники или друзья на кошек соглашаются легче.
Образовался у волонтёров и «чёрный список» среди принимающей стороны. С такими людьми проект не сотрудничает, также не оказывают помощь и тем, кто экстренно решил уехать из России.
Временные хозяева обсуждают с мобилизованным разные сценарии, в том числе невозвращение домой.
«Составляется договор, где есть пункт по этому поводу. Его мобилизованный и временный хозяин прописывают сами: что делать в ситуации, когда человек не вернулся, — отмечает Валерия. — Сейчас ресурсы нашего фонда позволяют подключаться. Человек уже был в зоне боевых действий, получил ранение и вернулся. Он не может содержать животных. Мы пристраиваем четырех собак на постоянку. Это не идейная позиция проекта, это скорее исключение. На удивление, среди тех, кто готов взять животное на временное содержание, есть много тех, кто готов оставить его навсегда».
Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»