Супруге добровольца пришлось погрузиться в атмосферу военкомата, чтобы хлопотать о выплатах. Корреспондент «Фонтанки» наблюдал этот хаос.
Житель Петербурга по идейным соображениям записался в добровольцы, но очень рассчитывал на выплаты семье. Оказалось, они ему не положены из-за молдавского паспорта. Хотя он твердо помнит имя человека в военкомате, который ему эти выплаты обещал.
В редакцию «Фонтанки» обратилась жительница Петербурга, супругу которой отказали в выплате за контракт. Однако, когда она начала разбираться, выяснилось, что его документы, необходимые для выплат, даже не покидали стен районного военкомата. То там болел кто-то, то некогда было. В итоге петербурженке пришлось самой брать их под честное слово и везти из Колпино на Английский проспект. «Фонтанка» наблюдала за этим процессом.
«Человек уже в зоне боевых действий с автоматом, а в [городском] военкомате до сих пор нет его документов», — возмущается Анна. Её муж, Дмитрий (имя изменено), сейчас находится в Белгородской области. Увезли 12 октября, сразу в день заключения контракта.
В России Дмитрий живет уже больше 20 лет. Здесь у него жена, совершеннолетний сын и постоянная работа. Регистрацию имеет петербургскую, а вот паспорт — молдавский. Анна объясняет, что Дмитрий не менял документы ради удобства: так проще ездить по Европе.
По словам супруги военнослужащего, в военкомате Колпинского и Пушкинского районов их заверили, что Дмитрию, как и другим добровольцам, полагается «губернаторская» выплата в 300 тысяч рублей. После отъезда мужа Анна попробовала получить деньги, но настроения в комиссариате внезапно изменились: «Не гражданин РФ, не положено». Как утверждает петербурженка, и положительный, и отрицательный ответ ей дал один и тот же сотрудник. Анна сослалась на противоположный ответ в Смольном, и после этого работник военкомата пригласил её «поговорить». В комиссариат мы приехали вместе.
— В 26-й кабинет, — моментально отреагировал на описание ситуации седовласый сотрудник, позже представившийся как Алексей Иванович Ковалёв. — Этот человек через меня не проходил.
Должность Алексея Ковалева — помощник начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов райвоенкомата.
— В смысле не проходил? Мы документы подавали лично вам в руки.
— Через 26-й кабинет. Он какого числа уходил? Значит, через 26-й кабинет.
— Мы вам лично в руки отдавали документы.
Разговор шел по кругу. Еще через несколько мучительных минут сотрудник военкомата понял, о ком идет речь.
— А, блин! Помню. Че вам сказать… У него молдавский паспорт, там по-нерусски написано и всё остальное.
Несмотря на это, Ковалёв все-таки прошел с нами в другой кабинет, чтобы все уточнить. Оказалось, что работница комиссариата, которая должна была отвезти документы Дмитрия в городской военкомат, заболела коронавирусом.
— Сейчас буду звонить ей, потому что меня две недели не было, и я не знаю, ездила она или не ездила, — бодро заявила Елена Павловна из кабинета № 2.
— И меня не было две недели. Я каждый день в 10 утра уезжаю, — моментально отреагировал Ковалёв. На вопрос, почему он давал взаимоисключающие комментарии про выплаты для иностранных граждан, Ковалёв ответил: «Каждые полчаса новые указания».
До выяснения обстоятельств нас отправили в коридор. Спустя энное количество времени Елена Павловна выяснила, что документы «не отвозили точно», но «концов не найдем». После сбора всех бумаг появилась новая проблема: непонятно, кто повезет их в городской военкомат и когда. Ковалёв посетовал на недостаток кадров: «Как только началось всё, у нас сразу треть [сотрудников] бросила заявление: «За 12 тысяч работать не буду». И — рапорта на увольнения». Анна попросила разрешить ей отвезти документы самостоятельно и прямо сегодня. В комиссариате сразу дали добро.
В военкомате Пушкинского района Петербурга Дмитрий был не единственным подписавшим контракт иностранцем. По словам Ковалёва, только на прошлой неделе через него, кроме Дмитрия, прошли четыре гражданина Белоруссии и один украинец с видом на жительство Российской Федерации.
Пока военкомат на улице Культуры в Колпино пытался связаться с военкоматом на Английском проспекте, Анне позвонил Дмитрий. Она вкратце пересказала ему происходящее. Переговорив с супругом, Анна укорила Ковалёва: «Муж мой очень удивляется, что вы его не помните. Обещали, что своих не бросаем, поддержим, поможем. Говорит: человек хороший Алексей Иванович, не мог он меня забыть».
В городском комиссариате толклись люди, которые чего-то ждали. Периодически они спрашивали у дежурного, как поговорить с нужным им человеком и долго ли придется ждать. Дежурный давал короткие ответы, очередь снова переходила в режим тихого гудения. Рядом с нами стояла женщина с сыном. По её словам, она тоже пыталась понять, как получить 300 тысяч за мужа-добровольца: «Кто подписал контракт до 20 сентября, выплачивают, а нашему уже все». «Долги, четверо детей, ипотека», — кратко пояснила она обстоятельства заключения контракта.
С вопросом, полагается ли единовременная материальная помощь в размере 300 тысяч рублей заключившим контракт иностранным гражданам, все просто — нет, не полагается. Корреспондент «Фонтанки» обратилась в единую региональную информационно-справочную службу «122». Оператор сослалась на постановление правительства Петербурга от 28 сентября.
Именно там — прямо в пункте № 1 — говорится, что выплата предназначается «гражданам Российской Федерации». Про иностранцев ничего нет, значит, не положено. За последнее время ничего в этом пункте не менялось. Тем не менее, в лесах Белгородчины сейчас проходят боевое слаживание петербуржцы, которые поверили кому-то на слово и понадеялись на эти выплаты.
В указе мэра Москвы Сергея Собянина иностранцы-контрактники отмечены отдельно. Им предоставят те же меры поддержки, что и мобилизованным москвичам: 50 тысяч ежемесячно и выплаты в случае ранения и гибели. Про единовременные выплаты в документе не говорится.
«Фонтанка» обратилась за комментарием в комитет по социальной политике Петербурга. Там процитировали все то же постановление правительства города и добавили, что решение о предоставлении матпомощи принимает администрация района по месту мобилизации на основании сведений призывных комиссий. При возникновении любых проблем с поступлением выплат комитет советует обращаться в отдел соцзащиты по месту жительства мобилизованных. Основной итог, впрочем, остается тот же — иностранцам-контрактникам «губернаторские» 300 тысяч не полагаются