Петербуржцы будут отвечать за тыл бойцов из Крыма и Севастополя в Херсонской области. Волонтеры подчеркивают, что длинный список необходимых мобилизованным вещей не означает, что из Петербурга их отправили «вообще без всего».
В соцсетях добровольческого движения «Мы вместе — Севастополь» 18 октября появился пост о мобилизованных из Санкт-Петербурга. По словам волонтеров, они якобы будут обеспечивать местных бойцов из Крыма и Севастополя горячим питанием, медицинским обслуживанием и помогать с бытовыми вопросами. Дальше следовал внушительный список того, что нужно петербуржцам для бесперебойной работы:
— Топоры;
— Бензопила;
— Саморезы по дереву;
— Гвозди;
— Верёвки;
— Генераторы;
— Термобелье;
— Карематы (туристические пенки);
— Канистры для бензина пустые;
— Кабель 30 м;
— Канцелярия: карандаши, ручки, блокноты, маркеры;
— Штыковые лопаты;
— Ножи, разделочные доски, небьющаяся посуда и вообще всё для кухни, будут рады всему, в том числе и б/у.
«Не стоит думать, если список длинный, то у парней там нет ничего, — отмечалось в сообщении. — Они формируют себе запас, который расходуют очень бережно и с благодарностью принимают любую помощь от гражданского населения. При перемещении по позициям что-то может теряться, поэтому самое необходимое должно лежать про запас».
Сообщение вызвало двойственную реакцию в соцсетях. Пока одни уточняли в комментариях, куда привезти лопаты и топоры, другие возмущались. У возмущения два вектора: «Неужели Минобороны им все это не может предоставить?» и «А почему это питерские — в тыл, а наши — на передовую?»
За разъяснениями «Фонтанка» обратилась к волонтерам.
Оказалось, что за помощью к ним обратились сразу трое. Первый сигнал был от женщины из Феодосии, у которой среди мобилизованных петербуржцев оказался знакомый. Сначала она сама начала собирать для бойцов вещи, но потом поняла, что может не успеть до того, как их отправят дальше, и написала в «Мы вместе — Севастополь». Потом один из мобилизованных петербуржцев сам пришел в штаб движения, а третий — попросил о помощи в соцсетях.
«Еще до того, как было опубликовано это сообщение, мы уже отправили петербургским мобилизованным две «газели» гуманитарной помощи, но не афишировали это, — рассказала «Фонтанке» координатор штаба «Мы вместе — Севастополь» Дарья Серополова. — В Севастополе живет много ребят, которые переехали из Петербурга, и мы подумали, что, возможно, они захотят помочь землякам. Кроме того, нам часто присылают гуманитарную помощь для бойцов из других регионов по почте, например из Москвы. У нас есть официальные благотворительные счета, при переводе можно сделать пометку, что это именно для мобилизованных из Петербурга».
Петербуржцы уже получили гвозди, бензопилы, пустые баки для хранения бензина, топоры, молотки и металлическую проволоку. По словам Дарьи, через пару дней они отправятся в Херсонскую область, где будут находиться в 20 километрах от линии боевого столкновения.
«Петербургские мобилизованные будут отвечать по большей части за полевую кухню, — говорит Дарья Серополова. — Очень важно, чтобы не случилось ситуации, в которой на линии столкновения что-то внезапно закончилось, а запасов нет. От этого может зависеть чья-то жизнь. Мы понимаем, что официальные ведомства просто не успеют в течение пары дней оперативно собрать все необходимое, пока ребята еще в Севастополе. А люди смогут».
Сейчас в Севастополе находится несколько сотен мобилизованных из Петербурга. По словам волонтера Влада, который ездил в их расположение с «гуманитаркой», устроились они хоть и временно, но в хороших условиях, живут в казармах.
«Дух у них боевой. Они понимают, куда едут, ничего не боятся, — говорит Влад. — Общаются слаженно, уже все между собой более-менее познакомились. У них хорошее обмундирование, новые разгрузки, бронежилеты. В списке недостающих вещей, который они передали волонтерам, — повседневные расходные материалы. Запас таких расходников важно иметь под рукой на случай, если срочно придется покидать позиции и собирать молотки и гвозди не будет времени».
Да и сейчас у петербуржцев свободного времени практически нет — в Севастополе продолжается их слаживание. Учатся складской логистике, правильному хранению и перевозке продуктов, строительству блиндажей. Есть занятия по боевой стрельбе. В Севастополь пока приехали только петербуржцы. В Джанкой прибыли еще мобилизованные из Амурской области, но практически сразу отправились дальше, в Херсон.
Что касается негативных комментариев, волонтеры уверены, что их пишут люди, которые не принимают никакого участия в сборе гумпомощи, а только сидят дома у компьютера.
«Надо понимать, что Севастополь — это патриотическая столица России, — говорит Дарья. — У нас активно сдают кровь для госпиталя, бабушки приносят деньги с пенсии и говорят: «Ребята, купите беспилотники». Бизнес тоже участвует: например, одно из частных швейных предприятий полностью переводит производство под пошив термобелья».
На вопрос, а кто, собственно, должен был обеспечить прибывших мобилизованных бензопилами и кухонными принадлежностями, у волонтеров ответа нет.
«Грубо говоря, сейчас по законам военного времени счет идет на дни, — говорит Дарья. — Чем быстрее мы соберем все необходимое для бойцов, тем лучше. И это намного важнее, чем сейчас разбираться, кто виноват».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»