Параллельно с оползнем на мусорном полигоне под Гатчиной осыпаются надежды мусороперевозчиков Петербурга на то, что их стратегический труд прикроют от мобилизации. Списки поданы — брони нет.
О том, что никаких позитивных для отрасли решений не принято, «Фонтанке» рассказали несколько участников рынка. Как известно, с начала года обращением с отходами в городе занимается региональный оператор НЭО, который поделил город на четыре лота и распределил их между перевозчиками.
«Пока брони нет, много раз запрашивали списки, их передали в НЭО», — рассказал «Фонтанке» Дмитрий Климчук, гендиректор компании «Ресурс АТЭ», которая вывозит Пушкинский, Колпинский и левобережную часть Невского района. По его словам, повестки на водителей и ремонтников приходят регулярно, часть людей мобилизованы, часть — проходят медкомиссии.
Учредитель ПКФ «Петро-Васт» Анна Саламатова, не вдаваясь в подробности, подтвердила, что никакой брони не утверждено. Ее дочерняя структура «ЭкоВаст» убирает Курортный, Кронштадтский и Петродворцовый районы. «Мы зарегистрированы в Ленобласти и подавали там списки необходимых специалистов, решения никакого нет, — говорит она. — По Петербургу подавали документы через НЭО о количестве, о необходимости и т.п. Но пока ничего. Ориентируемся на информацию — кстати, «Фонтанки» — о том, что бронь приостановлена».
«Фонтанка» действительно писала о том, что ряд военкоматов объявили об остановке приема списков на бронирование, однако общего принципа не выработали. Где-то ссылаются на Верховный суд, где-то — на несуществующее распоряжение губернатора. На практике все дело в загруженности и в способности обрабатывать потоки документов: работодатели устремились в комиссариаты после объявления мобилизации, подавляющая часть не держала военно-учетный стол и не бронировала сотрудников в мирное время, так что теперь в военкоматах элементарно не хватает людей, чтобы оперативно принимать людей по очереди.
Анатолий Язев, патриарх этого рынка и гендиректор крупнейшего подрядчика НЭО «Автопарк № 1 Спецтранс», общается в публичном поле намеками. Он вывозит мусор в Адмиралтейском, Василеостровском, Кировском, Красносельском, Московском, Фрунзенском районах и части Центрального (МО № 78, МО «Владимирский округ», МО «Литейный округ»). Еще три недели назад Язев заявил, что начинает эксперимент — за руль мусоровозов будут сажать женщин. Контекст понятен: это не чтобы понравиться сторонникам гендерного равноправия, а чтобы превентивно отреагировать на мобилизацию в самой востребованной специальности — водителей. Юлия Гильмшина из 47news примерила профессию на себя, и из текста понятно, что дальше показательного эксперимента дело вряд ли пойдет. Но заявление — пусть и в такой игривой форме — Язев, получается, сделал.
«Да, уже есть проблемы по нескольким адресам, — признали в пресс-службе компании. — Списки поданы, подтвержденной брони нет. Несколько сотрудников мобилизованы». При этом в предприятии работают более 400 водителей.
«Эко Лэнд» занимается вывозом мусора в оставшихся частях Центрального и Невского районов, а также в Приморском, Выборгском, Калининском, Красногвардейском и Петроградском. Там «Фонтанке» ответили, что «передали всю информацию о сотрудниках в НЭО, ждут решения по брони и надеются, что оно будет положительным».
Подрядчики закономерно скупо отвечают на вопросы — привлекать внимание к своему штату лишний раз не хотят. «У нас в принципе нет ненужных людей, мы запаса не держим, — говорит один из собеседников на рынке. — Если забирают водителя, значит, машина без водителя. Просто взять с улицы человека с правами нужной категории я не могу, это специфическая техника и навыки. Обучение — это 112 часов, если что. Если кого-то забрали из технической службы или контролеров техсостояния, оставшихся надо переводить на сверхурочные. Если мобилизуют начальника гаража — то гараж без начальника».
«Дефицит уже ощущается», — говорит другой участник рынка.
Еще один признает: да, списки понесли уже после объявления мобилизации. «Слушайте, ну объективно мало кто держал военно-учетный стол, — говорит он. — Штраф за это был несколько тысяч рублей, взять специального человека для учета и платить ему зарплату было гораздо дороже. Наверное, на стратегических предприятиях было иначе».
«Фонтанка» рассказывала, что районная комиссия по бронированию должна работать именно в мирное время, а «на весь период мобилизации прекращается бронирование граждан, пребывающих в запасе». Когда выяснилось, что реальность в очередной раз не пересекается с методическим указаниями, все новые списки уже во время мобилизации решили утверждать по линии Минобороны.
Невский экологический оператор как заказчик работ по вывозу отходов заявляет, что будет «делать все, чтобы оказывать бесперебойное оказание услуги по вывозу ТКО на высоком уровне». Однако там отмечают, что и до объявления мобилизации в отрасли наблюдался дефицит кадров и дальнейший отток рабочих заставит подрядчиков оптимизировать процесс, опираясь на требования Трудового кодекса. Судя по всему, речь идет об увеличении смен, переносе отпусков и т.п.
Сейчас в среднем ежедневно в Петербурге задействовано около 300 мусоровозов: 224 на первом плече (до площадок перегруза отходов) и 66 — на втором (непосредственно до полигонов). Максимальное число выше: 381 и 84 единицы техники соответственно. В контракте с НЭО на оказание услуг регоператора город представляет комитет по природопользованию. «Фонтанка» направила туда вопрос: может ли считаться мобилизация работников форс-мажором при его исполнении?
«Форс-мажорные обстоятельства определены ст. 401 ГК РФ и конкретизируются Постановлением пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 № 7, Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 № 3352/12 и иными актами. Каждый случай нарушения обязательств по соглашению (в случае его наличия) должен рассматриваться индивидуально, с учетом комплекса обстоятельств», — ответили в комитете.
Обращение с отходами далеко не единственная богатая на водителей отрасль, которую еще больше «выжимает» мобилизация. «Фонтанка» писала о проблемах транспортно—логистических компаний, повестки приходят пассажирским перевозчикам, которым и так не хватало 4 тысяч человек, а также дорожным предприятиям, которые пытаются зимой забронировать хотя бы трактористов. Администрация собирает с бизнеса списки сотрудников и предлагает ему самому определиться — кто критически важен для работы компании, а кого можно и отправить в военкомат. Как на это реагируют предприниматели и что на это отвечает Смольный — читайте в материалах «Фонтанки».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»